Зачем ходить в европейский монастырь?

Монастырь

Надежда Кокотович, специалист по внешним корпоративным связям

Зачем России ходить в европейский монастырь?

Брюссель, февраль 2019

В российском политическом и медийном поле по-прежнему часто можно услышать призывы к созданию «единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока». Казалось бы, все к этому и ведет: Европейский союз продолжает оставаться главным экономическим партнером России, особенно в энергетическом секторе.

Однако даже для непосвященного читателя очевидно, что европейский бизнес максимально использует российский рынок и хорошо его знает, в то время как российские компании не используют все возможности европейского рынка. Одна из причин – санкции ЕС, действующие с 2014 года. Между тем, санкции относятся лишь к некоторым секторам российской экономики (энергетика, банки, оборонная промышленность), они касаются только отдельных компаний и отдельных векторов развития (финансы, технологии). «Газпром нефть» и Роснефть находятся в санкционном списке, но это не помешало Роснефти приобрести доли в немецких нефтеперерабатывающих заводах, а европейцы не брезгуют сырой нефтью, которую на Арктике добывает «Газпром нефть» с помощью собственных технологий.

Также «Газпром» и «ЛУКОЙЛ» не входят в число предприятий, попавших под санкции, и продолжают работать с ЕС в обычном режиме. Сама концепция санкций – я нарочно избегаю прилагательного «антироссийские» – свидетельствует о том, что, несмотря на политические разногласия, Брюссель все равно щепетильно относится к российским инвесторам в экономику Евросоюза (хотя они занимали всего 1,1% в структуре всех иностранных инвестиций в ЕС по данным 2015 г. по сравнению с 41% американских) и старается не навредить своему бизнесу в самой России.

Неизвестно, когда отменят и отменят ли и вовсе санкции против России. Но я предлагаю вместе поразмышлять, почему российским компаниям – с санкциями или без них - будет всё тяжелее строить долгосрочную стратегию без оглядки на Брюссель.

За последнее десятилетие правила игры изменились и экономическое сотрудничество с европейскими странами и компаниями в простом, старом (old school) закрытом двустороннем порядке – уже прошлый век. На это есть по крайней мере три причины:

  1. Наднациональные институты ЕС (Еврокомиссия, Европарламент и Совет ЕС) играют все большую роль во внешней и внешнеэкономической политике 28 государств-членов Европейского союза. Санкции – один из ее инструментов. В последнее время чувствуется и нарастающий протекционизм по отношению к инвестициям из третьих стран для защиты жизненно важных интересов ЕС, национальной безопасности, общественного порядка и особо важных проектов. И нет, не Россия, а растущее экономическое присутствие Китая в ЕС вызывает такую реакцию.
  2. Общеевропейское законодательство все больше распространяется и применяется вне границ ЕС. В странах-кандидатах в члены Евросоюза (например, в Сербии, Черногории, Македонии) в рамках процесса присоединения законодательство с каждым годом все больше должно согласовываться с европейским во всех ключевых и некоторых второстепенных областях экономики и правосудия. Европейское законодательство расширяется и в областях его применения. Даже если вы, находясь в России, всего лишь предоставляете услуги или товары гражданам ЕС, вам нужно обратить внимание на экстерриториальное европейское законодательство по защите личных данных – General Data Protection Regulation. GDPR затрагивает мониторинг и обработку данных граждан ЕС – с соответствующими, вовсе «недетскими» штрафами. Как мы видели в случае не только с Газпромом, но и c американскими и европейскими компаниями, расширение юрисдикции ЕС происходит через штрафование не только дочерних предприятий международных компаний, которые работают на рынке Евросоюза, а всей группы компании.
  3. Институты ЕС имеют исключительную компетенцию в регулировании Таможенного союза стран ЕС, Общей торговой политики и Денежно-кредитной политики (Еврозоны). Более того, национальные правительства стран Европейского союза разделяют с институтами ЕС и компетенцию в большинстве вопросов, в т.ч. по внутреннему рынку ЕС, охране окружающей среды, транспорту, энергетике, защите прав потребителей, исследованиям и инновациям и т.п. Понимание нормативной базы и будущих политик в этих и других областях позволит российским компаниям лучше планировать свою коммерческую деятельность. Например, если вы заранее проинформированы о том, как функционирует европейская директива REACH (Registration, Evaluation, Authorization and Restriction of Chemicals) для вас не будет сюрпризом, что необходимо включить и этот довольно затратный процесс в свое бизнес-планирование. Не говоря о том, что следует хорошо знать, что именно вы можете экспортировать или производить на европейском рынке. А директива постоянно меняется и дополняется.

За последние годы ЕС поставил себе задачу стать мировым лидером в области инноваций на нескольких ключевых направлениях: «продвигать изменения вне границ ЕС и служить примером для решительных действий на глобальном уровне». Одна из них – это уже упомянутая защита неприкосновенности личной информации, с помощью которой Евросоюз пытается усилить свою «кибер-крепость». В рамках этой борьбы, помимо защиты прав потребителей, построение Единого цифрового рынка ЕС затрагивает и вопросы изменения климата, интеллектуальных транспортных систем, сохранения рабочих мест при повышении роли искусственного интеллекта, кибербезопасности в энергетике, внешней политике, торговле.

Декарбонизация экономики – главный товарный знак Евросоюза. Энергетический союз ЕС – это новая концепция с двумя главными целями: перевод обязательства ЕС по Парижскому договору по климату в законодательный пакет «Чистая энергетика для всех» и борьба против чрезмерного российского энергетического влияния. Активно идут дискуссии среди всех стейкхолдеров на тему чистого транспорта, возобновляемых источников, энергоэффективности, торговли квотами на выбросы углекислого газа и т.п. К энергетике примыкает и Стратегия по экономике замкнутого цикла – новая стратегия ЕС по производству и утилизации пластмассы, редкому импортному сырью, очистке сточных вод, более экологической разгрузке в портах и т.п. Именно в рамках этой стратегии Европейская комиссия проводит тест на проверку соответствия системы REACH и других законов в области химической промышленности.

В чем преимущество такой сложной и все-таки демократичной системы? Если у вас появляются несогласия с будущей политикой ЕС в вашей области, и даже если вы российская компания, у вас есть возможность быть услышанным. Если у вас есть хорошо подготовленная аргументация, а интересы вашего бизнеса совпадают с интересами Европейского союза, тогда вы вместе с другими игроками на рынке можете способствовать развитию политики в наиболее выгодном для вашего бизнеса направлении. Процесс принятия решений и законодательства в ЕС прозрачный и идет (иногда годами) между тремя ключевыми институтами ЕС. Так как вопросов много, а экспертизы не всегда хватает, институты ЕС с удовольствием получают информацию от тех, кого напрямую касается новое законодательство. Таким образом институты обеспечивают обоснованность своих решений.

Это давно поняли представители 2500 компаний и еще 2500 бизнес-ассоциаций из Европы и мира, которые официально зарегистрировали свое присутствие в ЕС. Не говоря уже о 3000 НПО, 1000 академических или околоакадемических организаций и 600 представителях региональных и местных представительств (только 31 – из Германии). Еще функционируют постоянные представительства 28 государств-членов и 184 представительства других стран в ЕС и более 500 аккредитованных СМИ. И все они физически размещены в одном-двух кварталах Брюсселя, на площади сравнимой с пространством между Белорусским вокзалом и Охотным рядом. В день в Брюсселе проводится огромное, практически неисчислимое количество мероприятий из всех секторов экономики, которые обеспечивают постоянное общение между рынком и европейскими институтами. Вот эта постоянная коммуникация и обратная связь между физическими и юридическими лицами ЕС, неинституциональными партнерами из ЕС и вне ЕС, институтами ЕС и странами ЕС в небольшом городском пространстве и есть те джунгли, под которыми подразумевается сегодня «Брюссель».

Часто можно слышать: «ЕС скоро распадется, зачем мы будем в него вкладываться?». Однако Союзу на протяжении многих лет удается мирным путем и рационально согласовать интересы 28 стран, а благодаря многолетней интеграции внутри ЕС между собой связано такое количество экономических интересов, что явно не стоит делать ставку на развал ЕС. Российским компаниям надо инвестировать в понимание этой уникальной структуры.

Связывающее звено между всеми этими стейкхолдерами - 1200 агентств, которые помогают бизнесу сориентироваться в законах и процедурах ЕС. В сложной законодательной составляющей трудно разобраться, если у вас нет соответствующих ресурсов и знаний in-house – а их в основном нет даже у больших транснациональных компаний. Об этом свидетельствуют бюджеты, которые крупнейшие энергетические компании выделяют на лоббирование в столице ЕС, – Дженерал Электрик и Эксон Мобил заявляют траты на лоббизм в размере около 5 миллионов евро в год. Из россиян в Брюсселе зарегистрировали представительства и активно работают «Газпром» и «ЛУКОЙЛ». До недавних пор работала и НИС, балканская дочка «Газпром нефть». Несмотря на отсутствие представительства, в ЕС ощущается активное присутствие проекта «Северный поток 2».

Присутствие в Брюсселе совсем необязательно должно быть физическим, постоянным и формальным. Можно это делать и путем мониторинга прессы и процессов изменения законодательства в интересующей вас области, путем постепенного налаживания и поддержания контактов и диалога с наиболее важными представителями вашей отрасли в Брюсселе. Как избежать ошибок, в чем сильные и слабые стороны российского бизнеса в Европе, и с каким уставом идут в европейский монастырь – поговорим в следующей статье.


В статье использованы материалы из:

  • Lobby Planet Brussels, Corporate Europe Observatory, 2017
  • Transparency Register EU
  • Лоббизм в ЕС – кризис легитимности, ИМЭМО, 2017
  • Корпоративные связи России и ЕС, ИМЭМО, 2017

Фото: Flickr.com, Anna & Michael

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×