Украина

tj6R_xfkstQ71-300x224

«Есть у революции начало, нет у революции конца…»

Виктория Иванченко

Специально для «Креативной дипломатии» – статья-размышление главного редактора веб-сайта Виктории Иванченко, выпускницы Донецкого национального университета, о последствиях майдана и социально-культурном кризисе на Украине.

Прошел практически год с начала украинского майдана 2013 года. Подводить итоги рано, так как жернова истории продолжают свое стремительное движение, поглощая все больше жертв и рождая все больше иллюзий. Но я сделаю попытку если не разобраться с некоторыми наметившимися последствиями событий украинского кризиса, то хотя бы поставить вопросы, о которых в кровожадном исступлении или при поверхностном взгляде многие попросту забывают.

А была ли революция? По Далю (франц. переворот, внезапная перемена состояния, порядка, отношений; смута или тревога, беспокойство) все сходится – внезапная перемена отношений и порядков внутри Украины удалась с лихвой. Если же мы будем рассматривать революцию как качественное и коренное преобразование, или же как скачок в развитии, то возникает много вопросов. Во-первых, небольшая произвольная перестановка политических сил не свидетельствует о радикальности перемен, во-вторых, главная цель – победа над олигархическим засильем в политической элите не достигнута, что демонстрируют собой губернаторы областей, да и главные внутренние политические игроки. Более того, история революций показывает, что всегда нужен лидер, вождь и послушные руки народа, который является ведомым в этой политической авантюре. В итоге все Троцкие, Ленины, Дзержинские, Дантоны и Робеспьеры отображали в своих действиях в лучшем случае собственные идеи и теории, только подпитываемые чаяниями и вдохновением (исступлением?) народа, но ни в коей мере не были по своей природе осуществлением и воплощением всех ожиданий народа. Все куда более прозаичней.

А были ли идеи у майдана? Да, без неких идеалов не обошлось. И об этом ниже. А вот был ли вождь революции или, если быть точнее, переворота? Вряд ли, если не говорить о призраках и образах прошлого – для кого-то это Шевченко, для кого-то – Бандера, для кого-то – Грушевский. Почему призраки и образы? Потому что здесь нет реального существовавшего в истории человека, здесь есть только та часть информации, которая выгодна, и которая формирует данный образ – образ несчастного страдальца за народ Украины или образ непримиримого борца против коммунизма. Образ, подчеркиваю.

Европейское будущее. Красивый лозунг о порядке в жизни общественной и частной, о верховенстве права и справедливости, о повышении качества образования, услуг, культурном просвещении и далее по списку. Есть ли движения в этом направлении? Насколько Украина приблизилась к «светлому будущему»? Еще нужно время, не все сразу? В начале нужно победить в войне против «террористов» на Донбассе, доказать самим «донецким», что они – это Украина? Нужно защититься от «экспансии» северного соседа? Вернуть Крым? Хорошо. Подождем. А почему, собственно говоря, появились эти народные республики? От страха Кремля перед «цветной революцией» в Москве? Или все же есть внутренние социальные факторы, воля народа – не об этом ли говорилось на майдане? Или тезис о волеизъявлении народа действует только в случае, если он хочет присоединиться к элитарному «цивилизованному миру»?

Европа как идеал. Что же это за загадочный «цивилизованный мир», путь к которому лежит через приобщение к Европе? Мир более богатых и успешных? Мир более привлекательный – глянцем, зажиточностью, наиболее великими историческими и научными достижениями (как об этом говорит европоцентрический взгляд на всемирную историю)? Мир социального комфорта и бесконечных развлечений? Мир, где все достается легко и где живется как в сказке? Или это мир глубокой философии, глубокой литературы, живописи, музыки? Я, конечно, не верю, что участники майдана выберут последний вариант, взглянув на их лозунги об Азии и России, свидетельствующие о незнакомстве с миром философии и культуры России и Азии, ибо культурно развитый человек не может не знать о российском вкладе в развитие европейской, пусть и не всецело западной, культуры. Культурный человек не может не знать о древней и богатой азиатской культуре, о современном стремительном развитии и говорить о дремучей Азии.

Если я осмелюсь предположить, что участников майдана действительно привлекает социальная и мировоззренческая системы современной Европы, и вовсе не доступность посещения и проживания в европейских странах, то хотелось бы напомнить о тяжелом пути европейских стран к этому, вязнущих в свое время во внутренних войнах, интригах, инквизиции, различных тяготах. Хотелось бы напомнить о возникновении в разные исторические эпохи в Европе очагов опасных идеологий (в том числе «коричневой чумы»), и что только все это вместе – страшные потрясения, ошибки и нелегко давшиеся достижения – привели к современному состоянию Европы. Надеяться на плоды успеха, не прилагая усилий к нему, получая его только от волшебной подписи под договором с ЕС – смелая иллюзия и надежда, которую вряд ли разделят сами европейцы.

Кстати, говоря о цивилизации. Есть два подхода к пониманию цивилизации. Первый (упрощенно) – стадиальный подход (предложенный Буланже), где цивилизация рассматривается, как выход из состояния дикости и перехода к более культурному и возвышенному состоянию. Т.е некий антоним дикости, темноты и варварства. Второй подход рассматривает цивилизацию как социокультурную общность, имеющую единые культурные, ценностные, исторические признаки. Второй подход нас не устраивает, ибо концепт «цивилизованного мира» (который во всей своей полноте осуждает референдум в Крыму, например) подразумевает наличие «нецивилизованного» или «недоцивилизованного мира». Так вот, вопрос: что это за «цивилизованный мир», не включающий в себя древние китайскую и персидскую культуры, вышедшие из состояния дикости многие тысячи лет назад? Или «цивилизованность» нынче определяется только наличием одного конкретного типа демократии? Нет либерального рынка, представительной демократии и набора западных свобод и прав (и обязательно в этом же – западном понимании), значит, вы – варвары. Нет, пусть это «демократический мир» – тогда вопросов практически нет. Но почему именно «цивилизованный»?

Расставленные приоритеты. Согласно многочисленным утверждениям, Украина пытается выстроить обновленную крепкую европейскую страну с западными стандартами, и обязательно унитарную и единую. Фундаментом для этого построения, как мы видим, выбраны многочисленные кости и трупы солдат армии и несогласных жителей тех регионов, которые в своем большинстве полагают, что европейский путь Украины, удобренный русофобскими лозунгами, приведет их к гибели, а официальная идеология и засилье односторонних тенденций в культуре вредны для общественного развития. Это если говорить без эмоций и только фактами. Также путь к заявленным целям идет через разрушенные дома, больницы, школы и подавление инакомыслия. Возникает новый вопрос: а для кого строят-то «европейскую Украину» и почему до сих пор совсем не приблизились к цели?

Борьба с олигархатом. Выходит, во всем виновата корыстная и неверная власть? В начале Януковича. Теперь виновна новая власть и ее тоже нужно люстрировать – найден новый путь ко «спасению». Однако, «каков народ, такие и бояре». Нет, разве? Не народ рождает своих правителей? Не он ли на гребне протестной волны принес «новых» старых лидеров на политический Олимп?

Внешний враг. Возможно, во всем виноват внешний враг и его загадочные имперские амбиции? Так как априори несогласных внутри страны быть не может, значит и на востоке «засланцы» от внешнего «врага-экспансиониста»? И Крым с глубокой и огромной историей Севастополя славить и чествовать «не своих» героев Нахимова и Ушакова может только под дулом пистолетов «вежливых людей»?

Этими несколько абсурдными вопросами я намекаю на то, что в украинском кризисе напрочь разучились устанавливать причинно-следственные связи в событиях. А ведь умение взять ответственность на себя за совершенные поступки, и, соответственно, за их последствия,  есть признак зрелости не только человека, но и нации в целом. И если при «революции достоинства» не учитывается фактор тяготения к русской культуре (NB: не только к русскому языку), то это ведь проблема именно формирующих повестку дня? Или я снова ошибаюсь? Насильственная украинизация, румынизация, германизация, кастилизация и другие подобные явления вызывают обратный эффект. Или история ничему не учит? Но как говорит Ключевский, она «жестоко наказывает за незнание своих уроков».

«Небесная сотня»? Мы помним о первой пролившейся крови в украинском кризисе, помним о растущем количестве жертв в Киеве, о разгуле произвола и растущем напряжении. Но сотня погибших на майдане сегодня стала тысячами целенаправленно или случайно убитых в мясорубке на Донбассе, тысячами покинувших свои дома, множеством брошенных людей, пустующих домов и разбитых жизней. Виной всему появившиеся загадочным образом «террористы»? И связи между майданом и «русской весной» нет? Дело не в законе о русском языке. Нет. Вы (поддерживающие «европейский путь» Украины) не улавливаете связи между протестами в центре Донецка и между ежедневными молодежными развлекательными программами на украинском ТВ, где высмеивается выбор Крыма и хается все российское? Вы не думали, что люди, имеющие свое мнение и лично видящие происходящее останутся недовольны, когда события в их городе будут показаны превратно? Или вы думаете, что на площадях в Донецке и Крыму транслировали «российское ТВ Геббельса»?

Неумение вовремя остановиться, как видим, сотню превращает в тысячи, и эта машина смерти не брезгует никем, в том числе и детьми – т.е. (по вашим же утверждениям) будущим Украины (ведь Донбасс – это Украина, не так ли говорится?). Или во всем опять виноваты «террористы», стреляющие из черты города? А украинская армия, стреляющая из окраин города внутрь массива жилых построек, своим «сверхточным оружием» в принципе не может зацепить гражданское лицо? Такой вот статус непогрешимости.

Таинственные «бандеровцы». Сколько шуток посвящено «бандеровцам», виноватым во всех бедах Украины и визитной карточке Яроша. Нет, я не собираюсь говорить о сюжетах новостных каналов России, я хочу поговорить о другом. «Бандеровцев», говорят, на Украине нет. А если есть – это просто милые ребята-патриоты с черно-красной символикой или с руной «Вольфсангель» на желтом фоне. И то, что «Вольфсангель» – эмблема дивизии СС «Дас Райх», не имеет сегодня никакого значения. И никакого значения не имеет, что в современной политической игре националистов принимают участие прямые потомки ОУН УПА,  националистических вождей или различных группировок вроде «Нахтигаль» или СС «Галичина» (хотя сами националисты говорят, что они не СС, пытаясь возразить германским архивам).

Кстати, и то, что приветствие «Слава Украине!» популяризировано именно ОУН УПА, нынче также не имеет никакого значения. И фотокадры запечатленных украинских националистов, расстреливающих женщин в Бабьем Яру или заставляющих евреев Львова на коленях мыть тротуары или практикующих издевательства путем публичного раздевания (в том же Львове) – это все так же, видимо, несущественно. Также как не имеет значения, кто кого подпалил в Доме Профсоюзов. Во времена нигилизма и морального релятивизма важно, как подалась информация. А верить в нее можно слепо и фанатично – как «откровениям» сектантского пастыря.

Нет, конечно, в любом народе всегда есть преступники. Страшно, когда их прославляют как героев.

Вечный революционер. Впрочем, об идеалах. У вольной нации Украины есть очень сильная тяга к лозунгу свободы и революционизму. Этими воззрениями и призывами пронизана вся украинская литература, изучаемая на школьных уроках, и особенности подачи истории Украины. Революционизм, борьба против всевозможных оков и врагов изображается и воспевается как высшее проявление стремления к свободе. «Дух, что тело рвет к бою – рвет за прорыв, счастье и волю» (И.Франко) – похоже, это и есть квинтэссенция украинства и сути сформировавшегося на сегодня менталитета – бороться, срывать оковы и окроплять эту свободу «вражеской злою кровью» (Т.Шевченко). Правда, в советское время «Вечный революционер» подавался как призывы к пролетарской революции, сегодня контекст изменился и литературное произведение служит другим целям.

Война с памятниками. Таким образом, «революционеры», вдохновленные речевками о свободе, справедливости, равенстве и рае не Земле, спешат бороться дальше. Они борются с несогласными «террористами» на востоке страны. Они борются с памятниками тех, чья идеология и действия, по их мнению, составляют главную причину несчастий в истории Украины. Толпы, нападающие на памятники Ленина, мало отличаются от ленинцев, рушащих памятник, к примеру, Александру II в Кремле. Я, конечно, не утверждаю, что это равносильно. Деятельный большевизм и последующие ипостаси марксизма-ленинизма, позарившиеся на древнейшие монастыри, на Храм Христа Спасителя и на многие культурные объекты, значительно опередили мелкое или большое хулиганство, провокации небольших толп людей в Украине. Но все же между подрывом Храма Христа Спасителя и разрушенным памятником Владимира Великого в Киеве во времена майдана (не того, который у Днепровской Набережной)  я улавливаю большое сходство, означающее, что черту преступить очень легко. И поразительно, как это диссонирует с выкриками «Украина – это Европа». Если мы не говорим, конечно, о Европе во времена охоты на ведьм.

Да, еще немного о культуре. Лозунги относительно президента соседней страны, содержащие ненормативную лексику, везде проявляющая себя брань и пошлость (безвкусная, безнравственная грубость, низкопробность в нравственном отношении, как утверждают словари) – страшная действительность украинской обывательской культуры (не на всех уровнях, конечно, и не среди всех людей). Современная массовая культура в принципе редко умеет призывать к высокому и служит целям удовлетворения спроса масс. Но в случае с Украиной мне, как уроженке этой страны, хочется только взяться за голову от ужаса.

Мать городов русских. Почему-то многих смущает формулировка «Киев – мать городов русских», взятая с «Повести временных лет» и обозначающая столицу в данном контексте (если разбираться с вопросом этимологии). Может, их будет смущать выражение «Откуда есть пошла Русская земля» в том же произведении или камень, повествующий аналогично о начале Русской земли в Киеве возле места когда-то стоявшей там Десятинной церкви? Украина ведь не стыдится своей истории? Она прославляет даже националистов? Отчего же она стыдится периода наибольшего расцвета Киева? Потому что он именовался русским? Или опять все дело сводится к «нарциссизму малых различий»? Этот вопрос стоит очень остро именно сегодня. И ответ на него может решить всю дальнейшую судьбу Украины.

Боинг. И еще один небольшой штрих. Как только был сбит пассажирский лайнер, виноватые были объявлены мигом. В лучшем случае, это свидетельствует о непрофессионализме и заблуждениях. Просто потому, что существует «презумпция невиновности» и объективная нужда доказать вину того, кого обвиняют. В итоге, как видим, дело просто пытаются «замять». Вразумительного ответа и доказательств не было представлено, а то, что было представлено, удовлетворяет только тех, кто принадлежит к конкретному «клубу обвинителей». Было предано огласке много косвенных данных, которые, однако, не дают ответа на главный вопрос: кто и зачем позарился на столькие жизни людей, не замешанных в конфликте? Данные с «черного ящика» не обнародованы, исследователи все еще ищут каких-то доказательств на месте крушения самолета, а окончательного доклада все нет.

Вопросов с каждым днем становится все больше, а ужасные события своей драматичностью перекрывают такие же страшные события, которые произошли немногим раньше. Маховик истории продолжает двигаться и трагичность, напряженность и разрушение вышли уже далеко за пределы одной Украины. Иногда требуется абстрагироваться и возвыситься над теориями геополитики, геоэкономики, политических технологий и международного права, чтобы попытаться понять, что делать в страшной тупиковой ситуации и что ждет несчастную Украину в скором будущем. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, я бы предложила задуматься о риторических вопросах, поставленных выше.

Данная статья отображает субъективное мнение автора относительно событий.

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×