Таможенный союз

Перебоев-доклад

Таможенный союз и соседние страны: модели и инструменты взаимовыгодного партнерства.

Исследование на примере Армении, Молдовы и Таджикистана

Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития[1], совместно с Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара, было проведено исследование возможности применения мирового опыта региональных интеграционных объединений к развитию глубокого экономического сотрудничества Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и будущего Евразийского экономического союза (ЕАЭС) cо странами-партнерами, в том числе не имеющими с ним общей границы. Конкретно в исследовании рассмотрены Армения, Молдова и Таджикистан. Для каждой из трёх стран предложены инструменты взаимовыгодного сотрудничества с ТС-ЕЭП по различным интеграционным аспектам. Впоследствии этот анализ мог бы быть применен и к выстраиванию отношений с другими партнерами ТС-ЕЭП в регионе СНГ и за его пределами.

Платформой выстраивания двустороннего и многостороннего сотрудничества, учитывающего специфику каждого конкретного партнера, могла бы стать предлагаемая исследованием программа ЕЭП/ЕАЭС «Евразийское партнерство» (В. Перебоев, 2012), представляющая собой комплекс новых инструментов взаимовыгодного сотрудничества между ТС-ЕЭП/будущим ЕАЭС и странами-партнерами по различным интеграционным аспектам. Данный инструмент интеграционного взаимодействия будущего ЕАЭС с государствами-партнёрами, идея о котором легла в основу представляемого доклада, впервые предложен в рамках кандидатской диссертации[2]соавтора доклада – руководителя направления ЦИИ ЕАБР, директора евразийских программ «Креативной дипломатии» Владимира Перебоева.

Для дальнейшего развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, все более актуальным становится выработка как дополнительных, так и принципиально новых форм взаимовыгодного интеграционного взаимодействия со странами-партнерами по континенту. Это представляется особенно актуальным для развития внешнеэкономических связей будущего Евразийского экономического союза.

В этих целях, настоящим исследованием проанализированы модели и формы сотрудничества между существующими интеграционными объединениями, в частности Европейским союзом (ЕС) и Общим рынком стран Южной Америки (МЕРКОСУР), и странами, не являющимися их членами и/или не имеющими с ними общих границ.

В частности, были рассмотрены модели сотрудничества ЕС с Норвегией и Исландией (на базе соглашения о Европейской экономической зоне) и со Швейцарией (на базе двусторонних секторальных соглашений). Схожий подход демонстрирует МЕРКОСУР при выстраивании взаимодействия с Чили.

В докладе также проанализированы модели сотрудничества ЕС с балканскими странами, направленного на их полное членство в ЕС, а также со странами Восточной Европы, Южного Кавказа (в том числе Программа ЕС «Восточное партнерство») и Средиземноморья за счет создания системы соглашений о партнерстве и сотрудничестве и реализации планов действий в рамках Европейской политики соседства.

В.Перебоев_фото_Panorama.am_В результате, выявлены возможности применения мирового опыта к развитию глубокого экономического сотрудничества ТС/ЕЭП с иными странами, в том числе территориально удаленными. В качестве примеров в исследовании рассмотрены возможные варианты взаимодействия ТС/ЕЭП с Арменией, Молдовой и Таджикистаном.

Платформой выстраивания двустороннего и многостороннего сотрудничества, учитывающего специфику каждого конкретного партнера, могла бы стать предлагаемая исследованием программа ЕЭП «Евразийское партнерство», представляющая собой комплекс новых инструментов взаимовыгодного сотрудничества между ТС/ЕЭП и странами-партнерами по различным интеграционным аспектам. В рамках «Евразийского партнерства», сотрудничество может быть структурировано не только через договоры, но и через совместные планы действий (как в Европейской политике соседства) и участие в совместных программах.Таким образом, настоящий доклад предлагает широкую палитру подходов к выстраиванию гибкого и прагматичного интеграционного взаимодействия между ТС/ЕЭП и странами евразийского континента.

На фото: Владимир Перебоев

Доклад и идея создания программы гибкого интеграционного сближения между государствами-партнёрами и ТС-ЕЭП/ЕАЭС «Евразийское партнёрство», получили интерес как со стороны отечественного и международного экспертного сообщества, так и со стороны государственных структур.Так, по предложению одной из них, Владимир Перебоев, представляя Центр интеграционных исследований ЕАБР, выступил с соответствующим докладом на конференции «Экономические аспекты Евразийской интеграции и Армения», прошедшей в Ереване 16 марта с.г. по инициативе армянской исследовательской аналитической организации «Интеграция и развитие»[3]. Среди участников –министр экономики РА Тигран Давтян, депутаты Национального собрания РА, послы России, Казахстана, Беларуси в РА, а также политологи и эксперты стран ТС.

В рамках конференции, В. Перебоев дал ряд интервью некоторым ведущим СМИ Армении. В частности, информационным агентствам «ARKANewsAgency»[4],  «Panorama.am» и другим местным и зарубежным источникам информации.

Например, входе интервью с корреспондентом «Panorama.am»[5], комментируя подход интеграционного взаимодействия вне парадигмы обязательного, хотя и желательного, членства Армении в ТС-ЕЭП, Владимир Перебоев заявил: «Здесь возможен подход, аналогичный предложениям Евросоюза. Например, Евросоюз предлагает в рамках своей политики соседства определенные гибкие инструменты – Ассоциация, Зона свободной торговли. То же самое может предложить и Таможенный союз, и Единое экономическое пространство». Далее, отвечая на вопрос о том,насколько инструменты предлагаемой новым исследованием ЦИИ ЕАБР программы Евразийского партнёрства реально можно использовать и насколько они будут в угоду интересам Армении, В.Перебоев отметил: «Это, безусловно, в угоду интересам Армении, потому что сближение определенных секторов экономики Армении и стран Таможенного союза может повысить конкурентоспособность экономики Армении, позитивно сказаться на бизнесе страны. Тем более, о полноценном вступлении Армении в Таможенный союз говорить преждевременно, так как это сопряжено с некоторыми трудностями, в том числе с отсутствием общих границ». Кроме того, Владимир Перебоев добавил, что в случае возможной имплементации соответствующими наднациональными структурами подобной программы гибкого интеграционного взаимодействия ТС-ЕЭП с удалёнными экономиками, жесткой и негативной реакции со стороны ЕС быть не должно, пояснив при этом: «Сотрудничество со странами партнерами – это абсолютно нормальная практика взаимодействия, тем более в рамках программы Евразийского партнерства мы предлагаем преодолеть жесткий подход вступления или не вступления в Таможенный союз или Единое экономическое пространство. Мы ничьим интересам не угрожаем».Данные предложения, а также другие положения доклада, нашли одобрение и поддержку со стороны участников конференции.

Полная версия доклада и дополнительные материалы по исследованию размещены на сайте Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития здесь.

Редакция


[1]Евразийский банк развития (ЕАБР) является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 года с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает 1,5 млрд. долларов США. Государствами-участниками Банка являются Республика Армения, Республика Беларусь Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, и Республика Таджикистан.Более подробная информация о ЕАБР на сайте http://www.eabr.org

Центр интеграционных исследований (ЦИИ) ЕАБР – специализированный аналитический центр, созданный ЕАБР в 2011 году. На Центр возложена организация исследовательской работы, подготовки докладов и рекомендаций по проблематике региональной экономической интеграции. Более подробная информация о проектах и публикациях ЦИИ доступна на http://www.eabr.org/r/research/centre/aboutCII/

[2]Перебоев В.С. (2012) Российская Федерация и интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Дис. канд. полит.наук. Москва. – С. 188.

[3] Исследовательская аналитическая общественная организация «Интеграция и развитие» / СоюзИнфо – Армения. – Доступно на: http://www.soyuzinfo.am/rus/

[4]Армения может увеличить объемы торговли со странами бывшего СССР путем взаимодействия с ТС – исследование ЕАБР / Информационное агентство «ARKA»от 16 марта 2013 г. Доступно на:http://arka.am/ru/news/economy/armeniya_mozhet_uvelichit_obemy_torgovli_so_stranami_byvshego_sssr_putem_vzaimodeystviya_s_ts_issled/

[5]В. Перебоев: Сближение экономики Армении и стран Таможенного союза могут повысить конкурентоспособность экономики РА / Информационное агентство «Panorama.am». Доступно на: http://www.panorama.am/ru/economy/2013/03/16/pereboyev/

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×