Публичная дипломатия в ШОС

С 23 по 26 мая на площадке Белгородского государственного национального исследовательского университета прошел Молодежный форум университетов стран ШОС, собравший представителей не только из российских вузов, но и учебных заведений Китая, Индии, Казахстана, Пакистана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Ирана. В нём приняла участие координатор проектов «Креативной дипломатии» Дарья Грибкова. Ниже представлен краткий отчет и анализ мероприятия и обсуждений в его рамках.

Форум был организован при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федерального собрания РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федерального агентства по делам СНГ, Молодежного совета ШОС, Российского студенческого центра «Росстуденчество», Всероссийского студенческого союза и др. Среди экспертов, принявших участие в Форуме — А.И. Карпенко, руководитель секретариата Молодежного совета ШОС, М.В. Сиротинина, президент Ассоциации студенческих бизнес-инкубаторов, Р. Махмутов, руководитель центра «Росстуденчество», А.А. Шеляпина, генеральный директор АНО ДПО «Творческие образовательные технологии».

В ходе Форума работали несколько круглых столов: «Реализация и развитие академического сотрудничества университетов стран ШОС», «Наука университетов стран ШОС», «Инновации и предпринимательство», «Университеты как инновационный потенциал интеграционного пространства». Кроме того, велась работа над международным проектом — «Молодежной картой ШОС». По итогам работы была принята резолюция, в которой были подведены итоги и выдвинуты предложения для вывода сотрудничества студентов и молодых ученых стран ШОС на качественно новый уровень.

Перспективный проект ШОС

В ходе работы круглого стола, посвященного роли университетов в развитии интеграционного пространства, были подняты вопросы, касающиеся сферы общественной дипломатии, и связанных с ней проблем, таких как отсутствие системности в работе общественных организаций в России и коммуникации между ними, что приводит к тому, что действующие в одной сфере организации, центры, объединения не знают (или знают, но весьма поверхностно) друг о друге и реализуемых проектах. Целесообразным было бы проведение на постоянной основе летних и зимних школ, посвященных теоретическим и практическим основам публичной и общественной дипломатии. Их организация на базе университетов позволила бы решить вопрос о площадках проведения мероприятий, а также привлечь внимание студентов, непосредственно обучающихся в них, и сформировать «костяк» тех, кто будет не от случая к случаю, а на постоянной основе заниматься общественной дипломатией. Куда более амбициозной и сложной (но не значит, нереализуемой) является идея создания единого профессионального стандарта специальности общественного дипломата, что также было высказано в ходе работы круглого стола.

Страны ШОС обладают колоссальным потенциалом «мягкой силы», реализуя которую через механизмы публичной и общественной дипломатии, они способны углубить сотрудничество по гуманитарным, научным и культурным вопросам друг с другом, а также выстроить пояс добрососедства вокруг. Однако в каждой из стран к этому относятся по-разному, как на государственном уровне, так и в гражданском обществе, на уровне социально активной молодежи. Это связано с первоочередностью других, более насущных вопросов, таких как социально-экономическое развитие стран и сохраняющейся на международном уровне тенденции решения вопросов «жесткими» методами. Тем не менее, это совсем не означает, что сфера общественной дипломатии не заслуживает внимания. Об обратном говорит все более возрастающий интерес к механизмам работы публичной и общественной дипломатии со стороны госструктур и общества: развиваясь по различным направлениям, сама дипломатия перестала быть прерогативой исключительно профессионалов, окончивших специализированные учебные заведения. Сфера общественной дипломатии дает возможность любому неравнодушному принимать участие в развитии сотрудничества между странами по гуманитарному и культурному направлениям, в развитии межнационального диалога и углублении интеграционных процессов.

В резолюции, принятой по итогам работы Форума, делегаты согласились с необходимостью реализации проекта «Молодежная карта ШОС», целью которого является содействие развитию гуманитарного сотрудничества, поощрение молодежи к изучению истории и культуры стран ШОС. В образовательной сфере предлагается продолжить работу над локальными межвузовскими нормативными документами, определяющими академическую мобильность на пространстве ШОС; создавать международные научно-исследовательские центры, студенческие объединения и союзы, объединения и структуры, занимающиеся вопросами международного молодежного сотрудничества.

Профессионализм как основа

Высокой оценки заслуживает организация Форума, — это яркий пример того, как должны быть организованы события, целью которых является углубление межкультурного диалога, развитие и укрепление горизонтальных связей между странами. Несомненно, стоит обратить внимание на уровень поддержки при проведении Форума. При работе конференций, форумов, школ очень важны условия, созданные для участников. Участники Форума университетов ШОС проживали и работали в максимально комфортных условиях, что позволило сосредоточиться исключительно на поднятых на Форуме вопросах. Вряд ли кто-то остался равнодушным к инфраструктуре БелГУ и отличной работе организаторов и волонтеров.

Три дня были насыщены экскурсиями, что дало возможность не только познакомиться с историей города, но и пообщаться и обменяться идеями в неформальной обстановке: участники посетили мемориальный комплекс «Прохоровское поле», Музей Боевой славы Третьего ратного поля России, Храм Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, памятник Победы «Звонница», Ботанический сад БелГУ, музей-диораму «Курская битва», смотровую площадку города. Здесь важно отметить значимость культуры и истории в «узнавании» друг друга, в выстраивании межцивилизационного диалога.

Хочется верить в то, что идеи, высказанные в ходе работы Форума, будут реализованы, а в следующем году он вновь соберет активную, не равнодушную молодежь, готовую к совместному развитию в академической и научно-образовательной сферах, и углублению культурного взаимодействия, добрососедских и доверительных отношений.

Фото: НИУ БелГУ