Плач Могерини

European Union High Representative for Foreign Affairs and Security Policy Federica Mogherini attends a debate on the recognition of Palestine statehood at the European Parliament in Strasbourg, November 26, 2014.     REUTERS/Vincent Kessler

Наталья Бурлинова

Президент "Креативной дипломатии", к.полит.н.

Глобальная стратегия по внешней политике и политике безопасности для Европейского союза не предполагает жителям стран ЕС ничего нового.

"Чиновники европейских и евро-атлантических структур всегда имели страсть к придумыванию различных глобальных стратегий, новых видений, концепций и предложений. Особенно ощутимо эта страсть чувствуется, когда ты непосредственного попадаешь в здания и офисы Европейского союза, где тебя обволакивают десятками аналитических материалов, статей и докладов, которые добросовестный исследователь, несмотря на электронные библиотеки и век интернета, старательно укладывает себе в чемодан, чтобы привести домой. Среди нескончаемой череды публикаций печатного центра ЕС в список любителей ЕС-овской литературы к обязательной установке на полку добавилась новая книжка – доклад Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности в Европейской Комиссии госпожи Федерики Могерини.

Любому мало-мальски крупному чиновнику ЕС необходимо отметиться своими мыслями на европейском древе.  Не избежала этого соблазна и госпожа Могерини. Да и времена не такие, что можно оставаться в стороне. Падение интереса европейского населения к идеалам Европейского союза в целом и как результат - референдум в Британии - повергли в шок европейскую бюрократию, для которой появился новый смысл бытия, заключающийся в срочном поиске ответов на традиционно русские вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». У госпожи Могерини этот поиск очень оперативно обрел форму новой стратегической глобальной концепции, которую она предлагает для Европейского союза.

Лейтмотивом Стратегии Могерини является стремление доказать, что Европейский союз – это по-прежнему огромная сила, даже несмотря на выход Британии и массу проблем. Уже во введении к основной части госпожа Могерини настойчиво успокаивает читателя, уверяя, что нет в мире страны, чьим бы главным экономическим партнером не являлся Европейский cоюз. Утверждение, конечно, сильно смелое, но не безосновательное. ЕС действительно является одним из крупнейших экономических игроков в мире.

По большому счету Стратегия Могерини – это небольшой документ, но дочитать который до конца требует определённых усилий, потому что повторение стандартных "мантр" про сильный Европейский союз и его глобальную роль в развитии мира и стабильности заставляет зевать уже на третьей странице. Местами среди дипломатических оборотов чиновничьего языка всплывают любопытные утверждения автора. Так, например, Верховный представитель, на мой взгляд, склонна преувеличивать военную составляющую Европейского союза, на счет которой она приписывает десятки операций под флагом ЕС по всему миру. Объективно говоря, нет никаких аргументов в пользу мнения Могерини о созданной сильной европейской армии в рамках ЕС. Попытки создать таковую увязли в многолетнем европейском болоте нежелания тратить дополнительные средства на оборону при наличии НАТО, на бюджет которого некоторые страны итак едва наскребают. Более того, все отчетливее проявляется тренд на разделение в Европе двух направлений – экономического и политического, которым занимается Европейский Союз, и военно-политического, который закреплен за НАТО. Поэтому такие красочные утверждения воспринимаются не как реальность, а как для красного словца, которое успокоительно действует на самих же европейских бюрократов.

Для нашей страны, конечно, самым интересным местом Стратегии является раздел, посвященный России. Здесь Могерини верна себе и выступает как традиционный брюссельский русофоб. Констатируя роль России в качестве агрессора в отношении европейского мира и стабильности (Крым и Восточная Украина – как красная тряпка для брюссельских еврочиновников), Могерини предлагает подход избирательного вовлечения нашей страны в диалог с ЕС по тем направлениям, где такой диалог Верховный представитель полагает уместным и полезным для ЕС. Настоящий ценностный подход, ничего не скажешь.

Среди отсутствия новизны идей в Стратегии все же чувствуется определенная новая парадигма развития ЕС, которая хотя и не артикулируется, но уже осязается благодаря внешним международным изменениям. Эта парадигма основывается на идеи многовекторности мира. Да, трансатлантические отношения по-прежнему являются становым хребтом для Европы и особенно той ее части, которая играет самую активную политическую музыку в НАТО. Но все же в кулисах европейского братства все громче звучат те голоса, которые говорят о необходимости трезво оценить изменившийся окружающий мир, который не сводится исключительно к Америке как к единственному центру мира. Об этом невольно упоминает и Могерини, выступая за многосторонность международного порядка, идея которого подразумевает наличие разных международных центров силы.

Конечно, основной реакцией европейских чиновников на происходящие изменения вокруг ЕС является страх перед этими процессами по сути и стремление проявить солидарность в отношении этих изменений по факту. Отсюда проистекает главная мысль европейского дипломата, которая, с ее точки зрения, должна являться ответом на все внешние вызовы – в эпоху сложностей и перемен ЕС должен крепиться и стать еще более единым. Именно эта мысль сейчас артикулируется большинством европейских лидеров как реакция на результаты британского референдума. Эта мысль является отрицанием Брекзита, попыткой убежать от осознания тех причин, которые привели к отрицанию ЕС со стороны простых британцев. Анализа этих причин мы не увидим и в Стратегии, в которой, например, по части миграции Союз остается верен своим принципам – миграция не есть зло, а уменьшить ее объемы можно, решая проблемы на передовой, в тех странах, откуда происходят мигрантские волны. Но каких-либо конкретных механизмов решения уже имеющейся миграционный проблемы в самих странах ЕС  в докладе мы не видим.

Вообще же, Стратегия Могерини – это прекрасный образчик документа "ни о чем". Много высокопарных слов о том, каким должен быть ЕС в 21 веке, но нет конкретики по части механизмов и инструментов реализации этой стратегии. Есть набор пожеланий, но нет предложений по решению тех сложностей, с которыми сталкивается ЕС. Возникает вопрос, а есть ли у Могерини вообще ответы на те вопросы и проблемы, которые обозначены в Стратегии? Может быть, интуитивно понимая, что ответов на эти вопросы нет ни у Могерини, ни у других чиновников ЕС, британцы и проголосовали за выход из интеграционного объединения, понимая, что некоторые вопросы, например, противодействие миграции, проще решать в одиночку, не занимаясь перепалкой ни с другими столицами, ни с Брюсселем.

Во всяком случае есть ощущение, что Стратегия Могерини обеспечена на долгую жизнь если не в умах жителей ЕС, то в электронных каталогах библиотеки ЕС и в печатных изданиях точно. Но не более того."

Фото: Reuters / Vincent Kessler

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×