Кризис в Великобритании: нечто большее, чем Brexit

27751669555_479e8d7374_k

Ульрике Рейснер

Специально для Валдайского клуба независимый политический обозреватель и эксперт "Креативной дипломатии" Ульрике Рейснер пишет о последствиях Brexit для Европы и европейской интеграции.

На первый взгляд, патовая ситуация вокруг Brexit является отражением специфического внутриполитического кризиса в Великобритании. Если же посмотреть под другим углом, создаётся впечатление, что ЕС не может справиться с процедурой ухода государств-членов. В любом случае – разве этот кризис не является признаком того, что наши политические системы рушатся? Демократическим институтам не хватает средств и возможностей для решения сегодняшних сложных проблем.


В субботу британский парламент проголосовал за то, чтобы отложить голосование по соглашению Бориса Джонсона с ЕС до тех пор, пока не будут представлены все необходимые юридические документы. Премьер-министр был обязан по закону направить письмо в Брюссель об отсрочке выхода из ЕС, хотя сам он, очевидно, предпочёл бы придерживаться даты 31 октября.

Самый простой выход – обвинить премьер-министра Великобритании в отсутствии инклюзивного руководства, а британский парламент – в скатывании к формализму. Но разве политический тупик в Великобритании не показывает, что классические институты управления и инструменты демократически созданных национальных государств терпят неудачу из-за сложности и непредсказуемости текущих политических вызовов? Почему даже международным организациям (а Европейский союз с некоторыми поправками можно охарактеризовать как таковую) не хватает идей, как справиться с этими проблемами?

Хорошо известно, что задолго до дискуссии о Brexit британцы уже были жёсткими критиками процесса коммунитаризации ЕС, совместно продвигаемого Комиссией и Европейским судом. Также хорошо известно, что с британской стороны были предприняты некоторые инициативы по противодействию этой ползучей утрате национального суверенитета. Эти «особые пожелания британцев» неоднократно приводили к разногласиям с теми политическими элитами, для которых реализация «Соединённых Штатов Европы», включая общую конституцию, является близкой к сердцу идеей.

Ныне проект общей европейской конституции потерпел неудачу и отложен в дальний ящик, но некоторые государства-члены по-прежнему проявляют тревогу по поводу вероятной потери их суверенитета и, следовательно, их самобытности. Политическое руководство ЕС старается избегать подобных дебатов и демонизирует их при широкой поддержке средств массовой информации, преподнося как «регресс» и «националистические тенденции», не предлагая при этом единой европейской идентичности.

Однако в Великобритании, вероятно, именно озабоченность по поводу потери собственной идентичности и суверенитета положила начало Brexit. Грубое похмелье последовало, когда стало ясно, что выход Великобритании из Европейского союза является чрезвычайно сложной задачей и прецедентом в международном праве. И британцы действительно попали в тупик ввиду сложности связанных с этим политических последствий. Как же британскому парламенту следует бороться или приспосабливаться к изменениям распределения власти на международном уровне?

Великобритания упускает из виду тот факт, что в глобализированном мире с его различными экономическими взаимозависимостями попытка строго отстаивать государственность (суверенитет) не может быть подходящим ответом на новые политические вызовы.

ЕС, со своей стороны, игнорирует тот факт, что политическая идентичность, которая всегда вдохновляла народы на формирование государств, не может быть заменена экономической, то есть каталогом фундаментальных свобод. ЕС упускает из виду тот факт, что формирование идентичности невозможно, если внешняя политика, политика безопасности, Шенгенская конвенция, Валютный союз и так далее доступны не всем государствам-членам или по-разному в них развиваются.

Так что Brexit – это гораздо больше, чем просто британский кризис. Налицо подтверждение того, что отдельные государства со своими демократическими институтами не могут решать международные проблемы. Кроме того, межгосударственное сотрудничество между странами не может функционировать в соответствии с принципами национальных демократических конституций. Ни британский парламент, ни институты ЕС не могут решить эту фундаментальную дилемму. Поэтому нам срочно нужны новые политические механизмы управления, которые позволят сохранить национальную самобытность и суверенитет – даже при решении международных проблем.

Источник: Международный дискуссионный клуб "Валдай"

Фото: Flickr.com / Michael Levine-Clark

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×