Информационное сопровождение ЕАЭС

Статья Виктории Иванченко, главного редактора «Креативной дипломатии», о важности информационного сопровождения интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС для успешности и дальнейшего развития евразийского проекта (для блога РСМД).

Идея евразийской интеграции и возможного в будущем Евразийского союза берет начало от постсоветской истории интеграционных процессов на пространстве СНГ. Эволюционируя от Зоны свободной торговли, Таможенного союза к сегодняшнему Евразийскому экономическому союзу, евразийская интеграция достигла значительных успехов в расширении Союза и создании условий для эффективного сотрудничества. Однако информационное пространство настолько мало заполнено тематикой евразийской интеграции, что, несмотря на её преимущественно положительное восприятие, среди обывателя отсутствует прочное понимание процессов и воздействия ЕАЭС на его жизнь. Скептики же утверждают, что ЕАЭС работает неэффективно и является всего лишь фикцией на бумаге.

Почему сложилась такая ситуация? Уровень осведомленности о процессах на евразийском пространстве даже в государствах-членах ЕАЭС крайне низкий. Тем более, этот вопрос актуален относительно общественного мнения в государствах, которые могут в обозримом будущем стать его членами. В свое время недоработка по этому вопросу и заполнение существующего вакуума мифологией и стереотипами о возрождении СССР под крылом России сыграли негативную роль при выборе внешнеполитического курса Украины и расколе страны изнутри.

Над ошибками необходимо работать и исправлять текущее состояние дел в данной сфере. Тем более, если потенциал и интерес к данному проекту есть, в частности среди молодого поколения.

Информационное освещение процессов в ЕАЭС

СМИ в государствах-членах отображают новости о ЕАЭС довольно редко  — обычно информационная среда ограничивается сообщениями о встречах Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств или Евразийского межправительственного совета на уровне глав правительств. Проблемой можно назвать и то, что не существует единых масс-медиа или телевизионных каналов, которые давали бы оперативную и актуальную информацию об изменениях в ЕАЭС. Функционировать они могли бы по образцу телеканала «Мир», который отображает различные стороны политической и общественной жизни народов на пространстве СНГ – то есть не посягая на независимость любой из стран, не требуя единой информационной политики, но формируя у зрителя общее, разностороннее понимание ЕАЭС и специфики каждого из государств-членов.

До сих пор работают не все сайты органов ЕАЭС (хотя то, что есть, вполне презентабельно). Информационные инициативы в основном носят частный и единичный характер. Для усиления информационной составляющей необходим запуск новых публичных проектов (в том числе региональных), открытость для СМИ, регулярные пресс-конференции, взаимодействие с заинтересованными НКО, активность в социальных сетях, интерактивный онлайн-формат конференций и вебинаров. Эта работа должна быть направлена как внутрь, так и вне ЕАЭС – в первую очередь на пространство СНГ в силу сохранения многих исторических и экономических связей и распространенности русского языка.

Безусловно, проводятся высококачественные исследования на уровне университетов, аналитических центров, тема развивается на экспертном и академическом уровне, но сложная экономическая и юридическая терминология не всегда доступно может объяснить гражданам, зачем нужна евразийская интеграция, каковы ее цели, в чем ее польза и преимущества. В итоге граждане государств ЕАЭС не видят, какие реальные, ощутимые для них изменения произошли в данной сфере.

Обывателю не так важно знать, какой орган наделен какой компетенцией. Более существенным является понимание, почему важен ЕАЭС, какую пользу дает евразийская интеграция отдельному человеку и его родному государству. При этом подача информации должна быть такой, какая могла бы заинтересовать аудиторию – для этого важно уметь выходить за рамки официоза и вовлекать в процесс «третий сектор».

Проблема визуализации евразийской интеграции

ЕАЭС имеет свою эмблему, унаследованную от распущенного в 2014 году ЕврАзЭс, но не имеет, например, флага. На визуальном уровне имеется крайне мало ассоциаций.

В информационном обществе очень важно иметь визуальную базу на основе видеороликов, печатной продукции, узнаваемых информационных проектов, относительно чего ЕАЭС недорабатывает. В данном случае примером может послужить Европейский союз, который помимо рекламных акций относительно успешности интеграции или продвижения решений, распространяет объяснительные материалы, нацеленные на рядового гражданина ЕС – о том, как работает Союз, какие последние программы инициированы, какие можно отметить достижения в рамках институциональных инициатив.

Вопрос не столько в наличии определенных структур, отвечающих за связи с общественностью и информационное освещение (что тоже важный компонент информационной деятельности ЕАЭС), сколько в реальной эффективной работе и разветвленной сети связей и проектов.

Немного об образовании

Подготовка кадров в сфере евразийской интеграции крайне необходима для того, чтобы продвигать идею, давать ей необходимые импульсы для дальнейшей трансформации и динамичного развития.

Отсутствие опыта и относительная новизна феномена ЕАЭС не означает, что поле для изучения чрезвычайно узко. Простор для творчества велик – начиная  с исторической ретроспективы и заканчивая изучением сегодняшней ситуации, правовой основы, действующих экономических механизмов, опыта других интеграционных проектов.

Более того, такая образовательная программа могла бы носить практический характер, готовя специалистов для работы именно в области евразийской интеграции и для институтов ЕАЭС, а не только для теоретического осмысления процессов.

Образование в области евразийской интеграции не должно ограничиваться одной страной и столичными ВУЗами, но должно являть собой более широкую образовательную сеть. Вероятно, программы или специальные курсы в данной плоскости могли бы быть поддержаны официальными структурами ЕАЭС, давая возможности для практического ознакомления с их работой. Также актуален вопрос открытия информационных центров ЕАЭС в учебных заведениях стран СНГ.

Образовательный фундамент нужен в том числе для грамотного выстраивания информационного сопровождения деятельности ЕАЭС. Открытость в информационном ключе дополнительно стимулирует прозрачность институциональной структуры Евразийского экономического союза.


Информационное сопровождение в целом может способствовать расширению и повышению эффективности интеграции, сплочению государств-участников, заинтересованности в ней как внутренних игроков, так и акторов извне (по принципу «эффекта перетекания», сформулированного в рамках интеграционной теории неофункционализма).

Отсутствие заинтересованности и понимания общей картины развития процессов не дает возможности выработать четкие ориентиры – для чего и как необходимо продвигать интеграционную повестку дня. Дефицит идей, шаблонность мешают осознанию роли евразийской интеграции в межгосударственных отношениях и на более масштабном, глобальном уровне. Очень важно понимать и задавать направление и конечную цель, и для этого необходимо учитывать отношение к проекту и ожидания от него на более низком, обывательском уровне.

Именно в связи с этим не стоит недооценивать роль, какую играет информационное сопровождение для успешности идеи евразийской интеграции в сегодняшнем мире. Сама же работа должна быть грамотной, творческой и широкомасштабной.

Источник: блог РСМД