Винокуров Евгений Юрьевич - директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития, д.э.н.;

Долгов Константин Константинович - Уполномоченный по правам человека МИД России;

Лавров Сергей Викторович - Министр иностранных дел России;

Лихачев Василий Николаевич - депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ от КПРФ;

Пономарева Елена Георгиевна - профессор МГИМО (У) МИД России;

Стерник Александр Вадимович - Директор Третьего департамента стран СНГ МИД России.


 

Главным гостем Форума молодых дипломатов стран СНГ стал Министр иностранных дел России Сергей Викторович Лавров, который в ходе общения с участниками встреч не только отвечал на их вопросы, но и сделал несколько громких заявлений по ситуации на Украине. Ниже Редакция приводит полный текст выступления Министра (Источник – сайт МИД РФ).

Выступление и ответы на вопросы Министра иностранных дел С.В.Лаврова в ходе Первого форума молодых дипломатов стран СНГ, Москва, 25 апреля 2014 года

25.04.2014s

Видеозапись выступления

Рад приветствовать участников Первого форума молодых дипломатов стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии. Уверен, что у нас состоится интересная дискуссия. Надеюсь, что по ее итогам в результате обмена мнениями, планами и идеями вы обогатите свои знания. Такие встречи будут регулярными и станут полезной дискуссионной площадкой для обсуждения молодыми профессионалами актуальных проблем международной жизни и региональной повестки дня. Это важно, поскольку вы – наша надежда и смена.

Ситуация в мире проще не становится, а, наоборот, усложняется, идет объективный процесс формирования новой полицентричной системы международных отношений. Этот процесс идет противоречиво, есть серьезное сопротивление со стороны тех, кто не хотел бы ничего менять в сегодняшнем мире и хотел бы вернуться к однополярной модели мироустройства. Все это порождает глобальную турбулентность, рост конкуренции на самых различных направлениях и в разных проявлениях.

В этих непростых условиях дипломатия Российской Федерации стремится действовать взвешенно, твердо отстаивая наши законные национальные интересы, не стремясь к какой-либо конфронтации с кем бы то ни было.

Стремимся продвигать объединительную, позитивную повестку дня, которая предполагает решение любых региональных, глобальных вопросов исключительно через коллективные работу и действия на основе уважения международного права, максимально задействуя центральную координирующую роль ООН. При этом руководствуемся новой редакцией Концепции внешней политики Российской Федерации, одобренной Президентом В.В.Путиным в феврале 2013 г.

Российская внешнеполитическая доктрина пользуется широкой поддержкой в российском обществе и опирается на ключевые принципы, сформировавшиеся в течение последних двух десятилетий и на практике доказавшие свою эффективность. Это, прежде всего, самостоятельность, независимость, прагматизм, открытость, многовекторность, что означает желание сотрудничать и договариваться о взаимовыгодных проектах с любой страной, которая готова вести с нами отношения на базе равноправия и взаимной выгоды.

Нашим безусловным приоритетом остается углубление взаимодействия по всем азимутам на пространстве Содружества независимых государств (СНГ) на основе принципов равноправия, взаимоуважения и учета интересов друг друга. За последнее время нам удалось достичь хороших результатов. Набирают обороты процессы евразийской интеграции, прежде всего, в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Как вы знаете, на повестке дня выход на формирование к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза. Поддерживаем стремление Армении и Киргизии к участию в этих интеграционных процессах, которые уже обрели вполне конкретные очертания. «Дорожная карта» для Армении практически готова. Думаю, что в самое ближайшее время вопрос подключения Армении к Евразийскому экономическому союзу будет решен. Вслед за этим будем рады видеть такой же прогресс и в том, что касается присоединения Киргизии. Как вам известно, евразийские интеграционные структуры открыты и для других партнеров по СНГ.

При этом мы не противопоставляем евразийский и иные интеграционные проекты, в частности, интеграционную работу, которая проводится в Евросоюзе. Готовы и заинтересованы, чтобы эти процессы гармонизировать. Как говорил Президент России В.В.Путин, наша стратегическая задача создать в перспективе единое экономическое и гуманитарное пространство от Атлантики до Тихого океана, где могли бы сосуществовать и взаимовыгодно сотрудничать все страны Европейского Союза, будущие участники Евразийского интеграционного процесса и другие государства, расположенные на этом пространстве. Тогда бы не было ненужной конкуренции и разделительных линий, которые некоторые наши партнеры на Западе пытаются не только сохранять, но и продвигать ближе к российским границам. Тогда не будет навязанного ложного выбора «либо с нами – либо против нас».

Мы неоднократно говорили нашим западным партнерам об опасности такого подхода. К сожалению, предупреждения оправдались в происходящем на Украине. Нас не слушали, когда мы призывали проводить трехсторонние консультации с участием России, Евросоюза и Украины, чтобы «не раздирать» украинское общество, экономику, а вместе посмотреть, как можно сделать так, чтобы европейский (сотрудничество Украины со своими партнерами), евразийский и российский вектора не противопоставлялись друг другу, а гармонизировались. Повторю, нас не слушали. Сегодня эта страна переживает глубокий кризис. Россия будет твердо содействовать деэскалации конфликта на основе согласованного в Женеве 17 апреля с.г. компромиссного подхода. Скажу, что здесь не может быть каких-либо односторонних требований, а их нам пытаются предъявлять, прежде всего, я имею в виду США, у которых вообще потрясающая способность все переворачивать с ног на голову.

В Женеве мы договорились, что в качестве первого шага необходимо прекратить всякое насилие, отвергнуть любой экстремизм, амнистировать протестующих, приступить к разоружению незаконных вооруженных формирований и начать всеохватывающий инклюзивный конституционный процесс, чтобы в нем равноправно участвовали все регионы Украины. Результатом такого процесса стал бы приемлемый для всех без исключения районов Украины текст конституции, на основе которого можно проводить президентские и парламентские выборы и осуществлять децентрализацию полномочий.

Вместо того, чтобы заставить своих подопечных в Киеве (а на них американцы оказывают решающее влияние – в этом многие могли неоднократно убедиться) начать выполнять эти договоренности, прежде всего, разблокировать незаконно занятые здания (они в Киеве до конца не освобождены, по-прежнему существует майдан, который продолжают укреплять, вместо автомобильных покрышек сейчас устанавливают бетонные блоки, и никто не собирается расходиться), разоружить «Правый сектор» и прочих радикалов, американцы заявляют: все, что делает украинская власть, легитимно. Майдан получил некую «лицензию» от правительства, чтобы оставаться там, где он есть. Здания, в том числе административные, в которых должны работать городские власти и профсоюзы, по-прежнему не освобождаются. Вместо этого нам говорят, что Россия обязана освободить административные здания в Донецке, Луганске, Славянске и других городах Юго-Востока Украины. Более того, представители Госдепартамента США, в частности В.Нуланд, заявляют, что 17 апреля в Женеве договорились, что сепаратисты должны покинуть здания в юго-восточных регионах. Это ложь. Этого не могло быть написано, потому что мы продвигали подход, который обеспечивает одновременность процессов и равные обязательства сторон по освобождению любых незаконно занятых зданий и разоружению всех незаконных формирований.

Если мы говорим о деэскалации, то нужно помнить, кто начал эскалацию. Она была начата нынешними властями в Киеве, которые в то время в качестве оппозиционеров провели вооруженный государственный переворот, попрали соглашение, подписанное ими в присутствии министров иностранных дел Польши, Германии и Франции, обязывающее их разоружиться, начать конституционную реформу и только потом проводить выборы. Вместо этого они свергли законно избранного президента, объявили себя властью и палец о палец не ударили, чтобы разоружить «Правый сектор» и освободить незаконно занятые здания. Теперь они предъявляют России претензии, что мы, якобы, подписались в Женеве под чем-то, что легитимизирует действия нынешнего режима (что является ложью) и требуют каких-то деэскалирующих шагов только от Юго-Востока Украины.

Российская сторона будет настаивать на уважении Женевских соглашений. Мы категорически отвергаем попытки их извращать и навязывать мировому общественному мнению впечатление, будто в Женеве договаривались о том, о чем сейчас говорят США. Это не так. Американская пропагандистская мощь все это время направлена на то, чтобы извратить картину происходящего на Украине, оболгать Российскую Федерацию и убивать тех, кто протестует против незаконных действий властей, пытающихся запретить русский язык, назвать всех русских и русскоязычных врагами. США проявляют способность «валить с больной головы на здоровую», бросив всю свою мощь на то, чтобы извратить происходящее на Украине и обвинить Россию, как выразился вчера в заявлении, выдержанном в неприемлемом прокурорском тоне, Госсекретарь США Дж.Керри, в том, что мы «включили путинскую пропагандистскую машину в виде телеканала «Russia Today». Во-первых, так отзываться о СМИ не очень культурно. Во-вторых, я могу понять Дж.Керри в том смысле, что RT сегодня составляет очень серьезную конкуренцию телеканалам CNN, BBC и многим другим западным средствам массовой информации, которые некоторое время назад уверились в своей полной монополии и в том, что никакая конкуренция им не грозит. «Russia Today» завоевала огромную аудиторию в США, Великобритании и Западной Европе, не говоря уже о Латинской Америке, арабском мире и других регионах. Россия будет активно поддерживать эту независимую точку зрения, альтернативную тому, что говорит нам западная пропаганда. Подчеркну, что RT пользуется возрастающим спросом в мире, включая западное общество.

Возвращаясь к нашим делам в СНГ, придаем большое значение развитию взаимодействия со странами Содружества в самых разных форматах. Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. является действенным инструментом активизации торгово-экономической кооперации на пространстве Содружества. Важная задача – повышение эффективности Организации Договора о коллективной безопасности в целях обеспечения адекватного реагирования на вызовы и угрозы современности.

Думаю, что вам, молодому поколению, уже скоро предстоит постепенно брать на себя ответственность за реализацию внешнеполитического курса своих государств, в том числе ответственность за поддержание хорошей, позитивной динамики развития интеграции на пространстве СНГ. Думаю, что такие встречи станут для вас подспорьем в углублении экспертных знаний и обеспечении профессионального роста.

Желаю вам всяческих успехов.

Вопрос: Учитывая, что Женевские соглашения не реализуются, какие дипломатические меры могут быть применены? Как Российская Федерация может защитить свою позицию в западном информационном пространстве и донести до общественности интересы русскоязычного населения Юго-Востока Украины?

С.В.Лавров: Способ только один – стремиться говорить правду. Вам известно, что киевские власти устроили информационную блокаду, отключили вещание российских телевизионных каналов. Если посмотреть, что демонстрируется по украинским каналам, то создается впечатление, что на Юго-Востоке страны – бандиты и террористы, а киевские власти, абсолютно легитимные, невинные и демократические, несут народу счастье. Очевидно, что происходит широкомасштабное одурманивание. В этом властям в Киеве активно помогают наши американские и западноевропейские партнеры. В частных беседах европейцы и американцы, когда их никто не слышит кроме собеседника из России, высказывают все более здравые оценки происходящего, сокрушаются. Но как во многих других случаях, когда они уже сделали публичную ставку на кого-то, им очень трудно опять же публично отыграть назад. Из ложно понятого принципа они стремятся, невзирая ни на что, довести свой проект до конца.

Так было с любимой нами Грузией, когда к несчастью грузинского народа к власти (также путем, по сути дела, переворота) пришел М.Саакашвили. Американцы вложились в него по полной программе. Это был частично виртуальный геополитический проект. Но так как США заявили, что он – светоч демократии, то проект, к сожалению, из виртуального стал реальным и вылился в август 2008 года. Огромную роль в том, что М.Саакашвили принял неадекватное решение применить оружие против собственного народа, сыграло заявление Североатлантического альянса. В апреле 2008 г. на саммите в Бухаресте было продекларировано, что Грузия и Украина будут приняты в НАТО. Не исключаю, что это абсолютно одностороннее, игнорирующее мнение народов соответствующих стран и предрешающее за них их будущее решение сейчас аукается на Украине, где нынешние руководители, коалиция, включающая в себя откровенно неонацистские партии, все чаще говорят, что они подумают, сохранять ли им закрепленный в законодательстве Украины военно-политический нейтралитет и не попроситься ли в НАТО, чтобы защититься, естественно, от Российской Федерации.

Сейчас ключевыми являются задачи по разъяснению объективной картины происходящего, защите права юго-восточного региона Украины быть услышанным, обеспечению равноправного участия в жизни собственной страны.

Вопрос: Многие сравнивают Абхазию и Крым, говорят о реализации абхазским руководством крымского сценария. Как Вы можете это прокомментировать?

С.В.Лавров: Я не слышал, чтобы руководство Абхазии и ее народ поднимали вопрос о том, чтобы последовать примеру Крыма. Я не знаю о таких настроениях. Сегодня я буду встречаться с министрами иностранных дел Абхазии и Южной Осетии, которые находятся в Москве, у нас пройдет рабочая встреча. Мы уважаем волю абхазского народа, выбравшего независимость. Это наш стратегический партнер и союзник. Мы будем всесторонне помогать Абхазии и Южной Осетии в реализации курса, выбранного их народами.

Вопрос: В последние дни политологи много говорят о том, что в контактах России с западными государствами наступил своего рода «ледниковый период», который последовал за украинскими событиями. Как это затронуло сотрудничество России на международной арене?

С.В.Лавров: Реакция Запада на происходящее на Украине, конечно, не добавляет никому радости и, прежде всего, людям, которые хотят заниматься бизнесом, сотрудничеством в гуманитарной, культурной областях, просто общаться друг с другом. Эта реакция говорит о том, что наши западные партнеры, по большому счету, просто заигрались. Ведь не мы же придумали кризис на Украине. Как он начался? А начался он с того, что легитимно избранный президент принял решение не отменить, а отложить подписание договора с Евросоюзом о создании зоны свободной торговли, чтобы понять экономические последствия этого шага с учетом обязательств Украины в рамках Договора о зоне свободной торговли СНГ, который был заключен еще при Президенте В.А.Ющенко, благодаря, прежде всего, настойчивости самой Украины. В ответ на принятие легитимным президентом абсолютно нормального решения, чтобы просто еще подумать и все взвесить, были устроены майдан и протесты, которые мгновенно «оседлали» боевики «Правого сектора» и радикалы. Творились бесчинства, когда безоружную милицию забрасывали «коктейлями Молотова», сжигали заживо, врывались в здания, включая штаб-квартиру «Партии регионов», где застрелили двух неполитических сотрудников – инженера и смотрителя. Одного застрелили в упор, другого швырнули в подвал и сожгли заживо. Потом была история с провокаторами-снайперами, которые убивали милиционеров и протестующих, чтобы вызвать большую волну народного возмущения. Это преступление до сих пор не расследовано, хотя указаний на то, кто это сделал, предостаточно – есть факты, свидетельства очевидцев, а также известная запись телефонного разговора Министра иностранных дел Эстонии У.Паэта с Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности К.Эштон.

После этого 21 февраля в присутствии министров иностранных дел Польши, Германии и Франции было заключено соглашение, в котором оппозиция взяла на себя определенные обязательства и которое 22 февраля было разорвано, потому что оппозиционеры заявили, что В.Ф.Янукович «убежал». Во-первых, он поехал в Харьков – город в его стране. Он никуда не убегал. Во-вторых, на него действительно пытались организовать покушение, его жизнь была под угрозой. В этих условиях оппозиция заявила, что Соглашение больше не действует, у Украины больше нет президента, она сама назначит исполняющего обязанности главы государства и изберет правительство из членов коалиции, и это несмотря на то, что в соглашении от 21 февраля первым пунктом было записано, что нужно создать правительство национального единства, готовить конституцию и только после этого проводить выборы.

Первой акцией нового руководства стало заявление о том, что закон о статусе региональных языков, включая русский, будет отменен. Члены фракции «Свобода» в Верховной Раде стали говорить о том, что русские и русскоязычные – это враги Украины, что их надо стрелять и убивать, что они вообще не люди, а «некие существа». В ответ на это, а также на попытки боевиков «Правого сектора» прорваться сначала в Крым, а затем и на Юго-Восток Украины возмутились регионы: крымчане встали на защиту собственных интересов и провели референдум, который был признан Российской Федерацией, Юго-Восток потребовал федерализации и децентрализации полномочий. Нынешние власти объявили все это терроризмом и сразу после приезда в Киев Директора ЦРУ Дж.Бреннана провозгласили контртеррористическую операцию, приказав армии воевать с собственным народом. За ним на Украине побывал и вице-президент США Дж.Байден. Так называемое «пасхальное перемирие», объявленное в прошлые выходные, было прервано, и возобновилась контртеррористическая операция – карательная акция, которая уже привела ко многим жертвам. Около 160 танков, 250 БМП, прочая тяжелая техника и авиация воюют с собственным народом. Это кровавое преступление, за которое те, кто толкнул на это армию, я убежден, еще ответят и будут преданы правосудию.

Наблюдая за этим, прекрасно зная о происходящем, несмотря на то, что показывают их СМИ, наши западные партнеры, не моргнув глазом, день за днем требуют от Российской Федерации прекратить вмешательство в дела Украины, отвести войска, убрать каких-то агентов, якобы пойманных на Юго-Востоке, где они командовали процессом. Я уже две недели говорю Госсекретарю США Дж.Керри, что если украинские службы захватили российских агентов, то предъявите их народу, покажите по телевидению. Нам отвечают, что они не хотят подвергать угрозе людей, которые занимаются их захватом. Мне показали фотографии, изготовленные с помощью «фотошопа» или другой графической программы, на которых изображено какое-то здание и какие-то люди в камуфляже. При этом говорится, что люди в такой форме и с таким вооружением могут быть только российским спецназом. Почему? Где это было сфотографировано? Как это было смонтировано? Это несерьезный разговор.

Если говорить серьезно, то нам адресуют лозунги. Если вы думаете, что, когда мне звонят Дж.Керри, В.Хейг или Л.Фабиус, они изъясняются по-другому и говорят что-то такое, о чем вы не знаете из их публичных выступлений, вы ошибаетесь. Они разговаривают со мной такими же лозунгами: «Сергей, Вы должны отвести войска, убрать своих агентов, никто в мире вам не верит, что на Юго-Востоке нет русских и что все это не ваших рук дело». Мне сложно на это реагировать. Я пытаюсь перевести разговор в конструктивное русло.

Мы пытаемся убедить наших партнеров, что если киевские власти реально займутся выполнением Женевского соглашения, уберут этот позорный майдан, разблокируют незаконно занятые здания, разоружат «Правый сектор» и прочих радикалов, то тогда, как заявляли неоднократно по российскому телевидению, которое работает на Юго-Востоке, лидеры этого региона, тоже будут готовы пойти на аналогичные шаги в соответствии с Женевским соглашением: они освободят административные здания и разоружатся, если это сделают боевики, которые их терроризируют. Первым шагом, в соответствии с документом, принятым в Женеве, должно быть прекращение насилия. В сегодняшних условиях это означает немедленное прекращение использования армии против собственного народа. По-моему, это возмутительно. И даже доказывать никому ничего не надо.

Возвращаясь к некоторым конкретным темам, которые я пытаюсь ставить в контактах с Дж.Керри, упомяну один пример. П.Губарев – человек, которого демонстранты, возмущенные тем, что к ним новая власть прислала в качестве губернатора очередного не приемлемого ими олигарха, на площади в Донецке избрали «народным губернатором». Он не участвовал в захвате административных зданий, никогда не носил оружия, он просто выступил на митинге и сказал, что в соответствии с волей народа готов работать в интересах проведения реформ и будет выступать за референдум по вопросу о федерализации Украины. Это все. Его арестовали, объявили в розыск его жену. Он – политический заключенный. Я упомянул об этом конкретном примере на переговорах в Женеве, потому что в принятом заявлении была фраза о необходимости амнистии всех участников протестов. Госсекретарь США Дж.Керри под воздействием украинского делегата предложил амнистировать всех, когда они выйдут из зданий и сдадут оружие. Я уточнил, что П.Губарев ни в какие здания не врывался и никакого оружия не носил, он в чистом виде политический заключенный. В итоге Госсекретарь США Дж.Керри согласился со мной и сказал, что «этим парнем надо заняться». С тех пор мы уже несколько раз говорили по телефону, сегодня будет очередной разговор. Каждый раз я спрашиваю, «занялся ли он этим парнем». Он ничего вразумительного ответить не может. Вчера мы получили информацию, что П.Губарев серьезно болен, его били и пытали. Мы потребовали от работающей там миссии ОБСЕ немедленного доступа к нему, то же требование адресовали Международному комитету красного креста в Женеве. В ОБСЕ и МККК нам сказали, что это требование будет немедленно взято в работу. Мы ждем, буквально сегодня, каких-то известий. Если эти организации не получат к нему доступа сегодня, значит, украинские власти действительно скрывают его состояние, и им есть, что скрывать.

Наверное, я ответил на Ваш вопрос немного эмоционально, шире, чем Вы его поставили. Мне кажется, что нашим западным партнерам пора признать простую истину, что они не имеют монополии на истину. Сегодня скрыть правду невозможно. Попытки это делать ни к чему хорошему не приводят. Очень сложно создать картину происходящего в русле, в котором хочется Западу. А Западу хочется захватить Украину, руководствуясь исключительно своими геополитическими амбициями, а не интересами украинского народа. Когда сам себя загоняешь в такую ситуацию, то, безусловно, начинает проявляться раздражение, что у тебя ничего не получается или все получается не так, как ты хотел. Тогда уже нужно что-то делать, чтобы не потерять лицо перед своими избирателями. Все это выливается в потуги на санкционном треке. Когда руководителей парламента объявляют невъездными – это, по-моему, самый настоящий «разгул демократии», которая нам не нужна.

Вопрос: На этой неделе Президент России В.В.Путин подписал указ о концепции России в содействии международному развитию, в котором сделан акцент на двусторонней поддержке. С чем это связано? По Вашему мнению, как это отразиться на имидже России в мире?

С.В.Лавров: Подписанным указом утверждена концепция участия России в международном содействии развитию. Понятие международного содействия развитию охватывает льготную помощь, кредиты, гранты, которую одно государство оказывает другим в области экономики, в социальной сфере, например, для решения проблем здравоохранения и т.д.

Россия – относительно молодой донор. Последние десять лет мы стали включаться в эту работу, которая развивалась в рамках, прежде всего, нашего подключения к деятельности «Группы восьми», «двадцатки», по линии МВФ, Всемирного банка. Около 80 % средств, которые мы выделяли для оказания помощи нашим друзьям и соседям, прежде всего, конечно, в рамках СНГ, в возрастающей степени африканским странам и некоторым странам Латинской Америки, направлялись по многосторонним каналам. Мы присоединялись в рамках Всемирного банка и «Группы восьми» к таким инициативам, как «Образование для всех», решение проблемы питания в Африке. Счет шел на десятки и сотни миллионов долларов. За последние годы на цели содействия развитию мы направляли в среднем 400-450 млн. долл. США. Когда помощь предоставляется через многосторонние структуры, она обезличивается и приходит просто от Всемирного банка или «Группы восьми». Мы считаем более правильным брать пример со «старших товарищей», потому что США и европейские доноры делают наоборот: около 70-80 % помощи идет по конкретным двусторонним каналам, а 20-30% – направляются через многосторонние структуры. Мы хотим действовать таким же образом, потому что убеждены, что когда мы сами решаем, кому и на какие цели направить средства, это более эффективно, чем просто отправить чек в Международный банк реконструкции и развития и поставить галочку об участии в процессе.

Можно организовать более эффективный контроль за использованием помощи. И не потому, что мы не доверяем нашим друзьям из числа стран-получателей, а потому что у нас есть опыт реализации таких проектов, и совместно можно извлечь большую пользу из выделяемых средств. Основной упор в направляемой по двусторонним каналам помощи будет делаться на оказании содействия странам СНГ. За двустороннюю помощь, которая будет занимать основную долю нашего содействия развитию, отвечает «Россотрудничество» во главе с К.И.Косачевым.

Вопрос: В контексте присоединения Крыма к России прокомментируйте, пожалуйста, высказывания В.В.Жириновского, В.Н.Штынгашева, Э.В.Лимонова по поводу оккупирования территории Казахстана.

С.В.Лавров: Откровенно говоря, мне стыдно за эти высказывания. Считаю их недопустимыми. В соответствии с российским законодательством позицию Российской Федерации могут излагать Президент, Премьер-министр и Министр иностранных дел. Из уст официально отвечающих и проводящих внешнюю политику России лиц Вы никогда не услышите ничего подобного тому, что произносили упомянутые Вами персонажи. Бессмысленно говорить о подобных вещах, апеллируя к крымскому прецеденту. Крым – это абсолютно особый случай, это русская земля, на которой пролито столько русской крови. Даже при том, что Крым в русской душе всегда был частью страны и народа, он оказался в этом положении от безысходности. Как неоднократно говорил Президент России В.В.Путин, никаких планов о присоединении Крыма не было и быть не могло, потому что мы подписали соответствующий договор с Украиной, у нас шел процесс демаркации границы, готовился договор о разграничении азово-керченской акватории. Этот договор не был подписан не по нашей вине. Три года назад украинские коллеги дали добро на равноправный вариант прохождения границы, но медлили с ответом на официальную ноту.

Президентом В.В.Путиным было принято соответствующее решение только после того, как была устроена «майданская» провокация и произошел насильственный захват власти, прозвучали антирусские и антироссийские заявления и последовали аналогичные действия, боевики стали творить бесчинства в украинских городах, пытались прорваться в Крым и захватить там административные здания, когда крымчане встали горой против этого режима, организовали свой референдум, результаты которого бесповоротно показали стремление крымчан к независимости и воссоединению с Россией. Единственное, что мы сделали до того, как состоялся референдум, – задействовали абсолютно легитимно находящуюся в Крыму российскую военную базу, вернее, ее военнослужащих, чтобы не допустить дестабилизации обстановки и срыва референдума. Крымчане были просто доведены до отчаяния и не видели другого пути для спасения народов, живущих в Крыму, кроме как воссоединиться с Россией.

Любые параллели неуместны. Мы знаем, насколько взвешенно, мудро и ответственно проводит политику руководство Казахстана, думая о всем своем народе. Даже если кто-то и хотел бы в научных целях анализировать происходящее, для этого даже в мыслях не существует никаких поводов.

Вопрос: В сентябре 2013 г. в Сочи проходило заседание Совета глав государств ОДКБ. В ходе данного заседания на повестке дня был вопрос об укреплении таджикско-афганской границы. На сегодняшний день белорусской стороной оказана помощь в размере 3 млн. долл.США. Хотелось бы уточнить, что планирует в этом плане российская сторона?

С.В.Лавров: Если Вы узнали о размере белорусского вклада, то, вероятно, из того же источника можно узнать и о российском. Это – наша коллективная работа, проводимая в рамках ОДКБ и СНГ. Совсем недавно в Москве прошел СМИД СНГ, в ходе которого мы готовим проекты решений для очередного саммита глав государств. Среди проектов было и решение, касающееся поддержки Таджикистана в вопросах укрепления границы. Основная работа в этом плане проводится по линии ОДКБ, где наш вклад исчисляется куда более серьезными цифрами. Прежде всего, речь идет о реализации программы модернизации вооружений таджикской армии. Это долгосрочная программа, привязанная к задачам, которые необходимо решать на границе для нейтрализации возможных угроз, исходящих из Афганистана, и окажущихся более реальными после вывода из ИРА основной части иностранных контингентов. Главы государств ОДКБ и СНГ рассматривают данную задачу в качестве одной из самых приоритетных.

Вопрос: В настоящее время страны СНГ и постсоветского пространства, к сожалению, на международной арене придерживаются противоположных позиций. Некоторые страны придерживаются позиции западноевропейских стран. Как Вы считаете, возможно ли в будущем процветание наших стран на международной арене? Что для этого можно было бы предпринять?

С.В. Лавров: Я согласен с тем, что у нас нет такой «палочной» дисциплины, которая существует в НАТО и Евросоюзе, хотя и там бывают голоса, которые выбиваются из общего дружного хора. Мы предпочитаем в рамках ОДКБ и СНГ не действовать ультиматумами. Когда резолюцию по Украине выносили на ГА ООН, американцы и западные европейцы послали эмиссаров по всему миру. Не было ни одной страны, куда бы они не постучались с требованиями обязательно поддержать украинскую резолюцию, которая, на самом деле, не украинская, а антироссийская. В итоге никто из стран СНГ и ОДКБ ее не поддержал. С нами вместе голосовали Белоруссия и Армения. Другие наши партнеры и союзники либо воздержались, либо не учувствовали в голосовании. Мы понимаем мотивы, по которым это было сделано, хотя, конечно, считали бы важным по такого рода вопросам всем действовать в унисон. Повторю, мы никого не заставляем и не шантажируем какими-то угрозами – если не проголосуете как надо, мы вам помощь обрежем. Американцы именно так и поступают, когда собирают голоса по всему миру. Так они делали для того, чтобы убедить остальные страны признать Косово и не признавать Абхазию с Южной Осетией. Мы все это знаем, нам рассказывают о методах, которые они используют для работы с государствами различных регионов. Это не наши методы, мы не будем шантажировать, угрожать. Мы все-таки вежливые люди. Наши задачи сформулированы главами государств по предложению Совета министров иностранных дел ОДКБ, одобрены так называемые коллективные указания постоянным представителям при международных организациях (ООН, ОБСЕ, в многочисленных международных организациях в Женеве, в Совете Европы), на основе которых министры иностранных дел ежегодно утверждают перечень совместных действий. В этом году на заседании Совета министров иностранных дел мы одобрили около дюжины совместных заявлений, которые будут готовиться и коллективно представляться в различные международные организации. За три года, в течение которых действуют коллективные указания (а они периодически обновляются), наша слаженность существенно возросла. Нет стопроцентного единодушия, и, может быть его никогда и не будет. Не надо ставить себе искусственную задачу добиться этого любой ценой. Сам процесс позволяет лучше понимать друг друга в нюансах и деталях, учитывать интересы друг друга. Когда нас просят наши союзники, мы всегда отвечаем позитивно и рассчитываем, что наши коллективные действия будут помогать крепить единство стран ОДКБ на международной арене.

Вопрос: Вы говорили о П.Губареве из Донецка. Хотим обратить Ваше внимание, что в Харькове тоже есть политический заключенный К.Долгов. Он является тезкой известного российского дипломата, а также одним из 66 политзаключенных, которые содержатся в харьковском СИЗО. Пожалуйста, обратите внимание на его судьбу.

С.В. Лавров: Конечно, мы это делаем. Я упомянул о П.Губареве как о наиболее одиозном примере либо беспомощности американцев, хотя им стоило бы только приказать, и, думаю, украинские власти не посмели бы ослушаться. Если это не беспомощность, то сознательное потакание тем, кто пытается скрыть свое преступление. Я буду обязательно продолжать заниматься К.Долговым и всеми остальными политзаключенными на Украине.

 

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×