Евразийская интеграция

40951_1530864184312_2771730_n-300x225

Перспективы урегулирования этнополитических конфликтов в рамках Евразийского интеграционного проекта

Хачик Галстян

Статья доцента Ереванского государственного университета, кандидата политических наук Хачика Галстяна о важности интеграции на Евразийском пространстве для разрешения этнополитических конфликтов при современном состоянии дел на международной арене.

В урегулировании этнополитических конфликтов одной из эффективных моделей является интеграционный подход. В рамках данной парадигмы считается, что интегрирование конфликтующих сторон в единое интеграционное объединение является важным механизмом, стимулирующим нахождение взаимовыгодных решений, сближение позиций противоборствующих сторон, снижение конфликтного восприятия и повышение уровня доверия между сторонами. В истории мировой политики и международных отношений есть немало удачных примеров урегулирования этнических противоречий на основе интеграционной парадигмы.

В этом отношении не составляет исключения и евразийский интеграционный проект, который, кроме экономического компонента, по нашему мнению, имеет и другой, немаловажный, но до конца не раскрытый потенциал. И этот потенциал касается перспектив урегулирования старых, наболевших этнополитических конфликтов на евразийском пространстве.

Как известно, 29 мая 2014 года в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза. А 10 октября 2014 года к этому договору присоединилась и Армения, став полноправным членом данной организации. Многие политики и эксперты признают, что после распада Советского Союза данная интеграционная инициатива, выдвинутая президентом России В.В.Путиным, является самым серьезным геоэкономическим, геополитическим и цивилизационным проектом на всем постсоветском пространстве и знаменует собой новую веху взаимоотношений между странами – участниками Евразийского экономического союза.

Действительно, Евразийский союз – это прежде всего экономическое объединение, где интеграционные субъекты на основе равноправия, уважения суверенитета друг друга, исходя из экономической целесообразности решили создать общие механизмы экономической регуляции и углублять сотрудничество в рамках единого экономического поля. Но, одновременно, надо признать, что успешная экономическая интеграция со временем может привести к политической, а в будущем – и к интеграции на цивилизационной основе. В этом плане очень актуальным становится вопрос перспектив урегулирования этнополитических конфликтов на евразийском пространстве. Ведь не секрет, что после распада Советского Союза мы стали свидетелями усиления дезинтеграционных процессов во всем евразийском континенте и, в частности, на Южном Кавказе, где в географическом плане на относительно небольшой территории существуют три независимых государства, три самопровозглашенных и частично признанных республик, ряд реальных и потенциальных конфликтогенных очагов.

С геоэкономической точки зрения, потенциал Евразийского экономического союза действительно велик, поскольку данное объединение охватывает одну шестую часть мировой суши, численностью более чем 170 млн. человек.

В плане урегулирования конфликтов свою позитивную роль может сыграть экономическое сотрудничество и стимулирование интеграционных процессов между конфликтующими субъектами в рамках единого экономического пространства. В частности, данного подхода урегулирования Карабахского конфликта придерживаются как Армения, так и НКР. Что касается азербайджанской позиции по этому вопросу, то она основывается на другом подходе – сначала урегулирование, а потом уже сотрудничество. Думается, что первый подход является более конструктивным, и не случайно, что имеет полную поддержку как мирового сообщества, так и сопредседателей Минской группы ОБСЕ. А что касается участия Азербайджана в евразийском экономическом проекте, то на данный момент Азербайджан отвергает такую возможность, в то время как российская сторона неоднократно по разным каналам выразила желание видеть эту страну в рамках ЕАЭС.

Все-таки надо признать, что ЕАЭС является открытым проектом, к которому в будущем могут присоединиться и другие страны евразийского пространства. В этом плане возможность урегулирования этнополитических конфликтов путем стимулирования экономического сотрудничества может стать весьма реальной.

В армянском общественно-политическом дискурсе, помимо экономической целесообразности вступления Армении в ЕАЭС, также широко обсуждались и другие параметры – политические вопросы и вопросы обеспечения безопасности как Армении, так и НКР. В связи с этим надо признать, что армянская общественность с большим интересом следила за ходом переговоров о вступлении Армении в Таможенный и Евразийский экономический союз, и нас, в первую очередь, волновал вопрос защиты наших национальных интересов, недопущения экономической изоляции Нагорного Карабаха, который общается с внешним миром только через Армению, составляя с ней единое экономическое поле. Думается, что в этом отношении архитекторы евразийской интеграции нашли своеобразные подходы и нестандартные решения этой проблемы. В частности, в этом духе можно рассматривать такие идеи и концепции, как принятие действительности Ipso Facto (по силу факта) и выдвижение новой концепции евразийских регионов, в которых есть много рациональных, творческих и креативных моментов.

И поэтому с геополитической точки зрения интеграционные процессы в рамках Евразийского союза тоже могут оказать позитивное влияние на процесс урегулирования этнополитических конфликтов. В этом случае, как правило, наблюдаются такие геополитические изменения, которые, в целом, позитивно влияют на динамику и редукцию конфликтов, оставляя эффект позитивной трансформации. В конфликтных регионах создается ситуация геополитического баланса сил, которая, в свою очередь, ослабляет напряжение между сторонами конфликта и создает благоприятные условия для урегулирования. Особенно если учесть тот факт, что Россия последние 300 лет постоянно присутствовала в регионе в качестве ведущего геополитического игрока, у которого сложились традиционные связи со всеми конфликтующими сторонами Карабахского конфликта, и если добавить к этому тот факт, что именно Россия является основным локомотивом евразийской интеграции, то у нее появляются дополнительные преимущества в посреднической деятельности по урегулированию. Учитывая свои «особые отношения» с конфликтующими сторонами, с 1991 по 1994гг. и после этого Россия всегда вела активную посредническую деятельность как отдельно, так и в рамках Минской группы ОБСЕ. А сочинская инициатива президента России в августе этого года и переговоры при посредничестве России лидеров Армении и Азербайджана были своевременными политическими решениями в плане недопущения будущей эскалации Карабахского конфликта

Но одновременно надо отметить, что в этом случае очень важно учесть горький опыт Советского Союза, чтоб избежать тех ошибок, которые были допущены в советскую эпоху, и постараться, чтобы процесс урегулирования не коснулся только поверхностных вопросов, а был направлен на преодоление причин, породивших конфликт. Акцентирование основного внимания только на разрешении его последствий в будущем может вновь явиться причиной для возобновления конфликтного противостояния.

В связи с этим, возникает необходимость рассмотрения перспектив урегулирования этнополитических конфликтов и на третьем – цивилизационном уровне. Как уже отмечалось, нельзя рассматривать Евразийский союз только с экономической точки зрения. По нашему глубокому убеждению, в недрах Евразийского союза затаены и глубокие цивилизационные корни. Выдвигая данную амбициозную концепцию, Россия берет на себя некую цивилизационную миссию – поддержать мир, стабильность и справедливость во всем мире. Именно Россия сегодня в мировом масштабе выступает против однополярной системы международных отношений, выступает за создание справедливого миропорядка. Многие народы и этносы именно в лице России видят тот цивилизационный центр силы, который может противостоять западной глобализационной модели, стандартизированным и унификационным тенденциям западной культуры.

В этом случае бесспорным преимуществом России может стать именно справедливый подход в деле урегулирования этнополитических конфликтов, поиск общей евразийской цивилизационной идентичности, мирное сосуществование и процветание всех народов Евразийского союза.

Так что в плане евразийской интеграции все только начинается, и у нас впереди ожидаются очень интересные времена – геоэкономические, геополитические и цивилизационные трансформации планетарного масштаба, в ходе которых, по нашему глубокому убеждению, страны и народы евразийского интеграционного проекта окажутся на передовых позициях общемирового прогресса.

Доклад на международной конференции «Евразийская перспектива Армении: региональные и глобальные вызовы», Ереванский государственный университет, 13 ноября 2014 г.

Хачик Галстян - кандидат политических наук, доцент Ереванского государственного университета.

Источник: Союзинфо

Мнение автора, размещенное на сайте «Креативной дипломатии», может не совпадать с позицией редакции.

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×