Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!

Визы-Россия-ЕС

Европейский мир без границ и российские перспективы

Стать архитекторами новой Европы – Европы без разделительных линий, в которой было бы обеспечено свободное общение между людьми, эффективное гуманитарное и торгово-экономическое сотрудничество.

Пять лет назад, в мае 2005 г., на пятнадцатой по счету встрече на самом высшем уровне российские и европейские партнеры провозгласили именно эту цель в качестве основной, подписывая четыре «дорожных карты». Одна из них, «дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, предполагала, что в конечном итоге Россия и ЕС смогут и должны обеспечить своим гражданам «европейский мир без границ».

Однако, достижение взаимопонимания в том, как заложить фундамент общеевропейского дома, войти в который Россия могла бы без предъявления специальной отметки о наличии визы, наравне с любым другим государством – членом ЕС, – процесс длительный и трудоемкий.

Не секрет, что краткосрочной целью России в рамках сотрудничества с ЕС является достижение безвизового режима. А вот является ли это целью для европейских партнеров – вопрос открытый. 8 ноября 2010 г. Европейский Союз отменил визовый режим для граждан Албании и Боснии и Герцеговины. 90 дней свободного перемещения без права трудовой деятельности и получения вида на жительство. О чем этот факт может сказать российскому политическому руководству, которое совсем недавно предложило своим партнерам проект соглашения об обоюдной отмене визовых требований. Пока,  к сожалению, российская и европейская сторона взаимодействуют в рамках формулы: партнеры обменялись мнениями, обсуждение продолжилось. И это тоже хорошо, так наличие диалога все же лучше, чем его отсутствие.

Но, готова ли Россия вести этот диалог 10-15 лет, как предложил на встречи тройки Россия – Германия – Франция президент Н. Саркози? Едва ли, хотя есть ли у России в данном случае какие-либо инструменты воздействия на партнеров с целью продвижения инициативы. Подписав соглашение о реадмиссии в 2006 г., Россия пошла на шаг, который обернулся ей в определенные финансовые издержки, так и не получив существенных ответных шагов. Не добившись безвизового режима, Россия обязана оплачивать пребывание в миграционном центре и депортацию нелегала на родину, если будет доказано, что он прибыл в страну-член ЕС с территории РФ. Что она получила взамен? С одной стороны, облегченный режим для отдельных категорий граждан.  С другой, обновленный список технических требований, а именно: обеспечение безопасности документов, включая биометрические данные, и вопрос об обязательной регистрации прибывающих иностранцев, являющейся нормой федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (N 109-ФЗ от 18 июля 2006 года).

Создается впечатление, что Россия и Европейский союз ведут диалог, но это по-прежнему «диалог двух глухих». Российская сторона настойчиво заявляет о том, что не представляет миграционной опасности для европейцев (особенно если сравнивать Россию с Албанией), периодически сетуя о том, что безвизовый режим давно находится в плоскости политики и никак не связан с выполнением каких-либо технических требований.

В данном случае «евросолидарность» как основной принцип механизма принятия решений в ЕС, который безусловно российская сторона уважает, может сыграть с Россией злую шутку. Особенно, если безвизовый режим начнут увязывать, например с вопросом об Энергетической Хартии.

Принцип взаимности – основа любого эффективного сотрудничества, тем более, стратегического партнерства, о котором Россия и Европейский Союз твердят, начиная с 1999 года. В данном случае, диалог и обсуждение вопроса о свободном передвижении россиян и граждан стран-членов ЕС должен начать приносить свои плоды. Россия может и должна способствовать облегчению миграционного учета иностранцев в России, но, не на односторонней основе. Европейский Союз мог бы в свою очередь начать с предоставления россиянам виз зоны Шенген на период до пяти лет или более лет или задуматься об особом визовом статусе для жителей Калининграда и Калиниградской области. Эти меры, наверняка, были бы восприняты российским руководством как жест доброй воли и желания двигаться вперед.

А, пока, «Добро пожаловать, если, у Вас есть виза, или Посторонним вход воспрещен!».

Любовь Ярошенко – координатор проектов «Креативной дипломатии», аспирантка кафедры мировой политики Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Фото «РИА Новости»

 

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×