Дипломаты поневоле


Надежда Кокотович, специалист по внешним корпоративным связям, Брюссель

Life hacks для российского бизнеса в Европе

В предыдущей статье мы говорили о том, зачем ходить в европейский монастырь. Какой бы ни была ваша стратегия в Европейском союзе, путь к ее реализации лежит через два основных инструмента внешних связей: формирование отношений и репутации в целях поддержки коммерческой деятельности компании и долгосрочной защиты ее интересов. При работе над системным формированием долгосрочных и стратегических партнерских отношений с бизнес-партнерами, клиентами, научно-академическим сообществом, региональными, национальными и наднациональными структурами ЕС и позиционированием компании в СМИ и среди заинтересованных сторон следует учитывать некоторые базовые правила. В этой статье поговорим о том самом уставе, с которым едут в Брюссель или другие столицы ЕС. Этот устав состоит из многих элементов, но в этот раз мы расскажем о двух основных: прозрачности и аполитичности.

Прозрачность

Есть много примеров, которые рассказывают о важности формирования отношений и репутации в ЕС для корпораций любого происхождения: какие сделки состоялись, а какие – нет (например, если из-за отсутствия информации и контактов корпорация не смогла внушить доверие). Для того, чтобы понять сетевую структуру европейских институтов и многослойных отношений между странами-членами и многочисленными стейкхолдерами, понадобятся годы, но, к счастью, рынок специализированных агентств, которые вам помогут в формировании репутации и отношений, огромен.

В Брюсселе слово лоббист имеет несколько иной смысл, чем, например, в США. В течение последних десятилетий корпорации сумели в большей степени найти компромисс в отношениях с европейскими институтами – их представителями, которые защищали справедливость и прозрачность при принятии законов против чрезмерного и скрытого влияния бизнеса. Этот процесс развивался одновременно с усилением роли институтов ЕС, и в результате мы имеем Реестр прозрачности ЕС – Transparency Register. На этом онлайн-ресурсе на добровольной основе регистрируются все лоббисты: специалисты по внешним связям и праву, представители корпораций и профессиональных объединений, некоммерческие организации, академические и околоакадемические, религиозные, региональные и другие организации, которые присутствуют в Брюсселе и хотят иметь доступ к Европарламенту и Еврокомиссии. Если вы, например, представляете Румынскую Православную Церковь, то в Европарламенте у вас будет статус лоббиста.

В Реестре сегодня зарегистрировано около 11800 лиц.  Подавляющее большинство, почти 6000, – представители бизнеса. Надо сказать, что Европарламент стал настоящей площадкой для обсуждения широкого спектра вопросов, здесь каждый день проходят сотни мероприятий на всевозможные темы компетенций Евросоюза. Но даже если вам незачем ходить каждый день в Европейский парламент, или если ваши встречи редко проходят в Еврокомиссии, регистрация в Реестре, хоть и добровольная, все же необходима для закрепления за вашей компанией репутации прозрачного игрока, который не скрывает своих представителей и свои расходы на лоббирование. После регистрации в Реестре вы можете на вашем сайте, в дисклеймере или e-mail-подписи обозначить: «The Company хххх is registered in the EU lobby transparency register under identification number xxxxxxxxxx» и получить в Европарламенте соответствующий бейдж.

Правда, не все так просто. Помимо элемента soft law, каким является Реестр, есть и более жесткий репутационный ресурс: сайт и организация Corporate Europe Observatory, чья миссия – «exposing the power of corporate lobbying in the EU» и которая следит за всеми движениями крупного бизнеса в столице ЕС и подвергает оглашению и критике всех, кто злоупотребляет своим влиянием. Например, недавно в новостях можно было прочитать про одно лоббистское агентство, которое в Реестре забыло упомянуть, что в ЕС оно представляет интересы Саудовской Аравии; или про список бывших чиновников Еврокомиссии, которые слишком быстро перешли работать в частный сектор. Corporate Europe Observatory также опубликовала недавно «Путеводитель по туманному миру европейского корпоративного лоббирования» и книгу «Брюссель – лоббистская планета», из которой можно узнать много интересного.

Однако, просто регистрация в ТР не сделает сразу вашу репутацию безупречной (а у российских компаний из-за предвзятого к ним отношения она должна всё же быть безупречной). Поэтому стоит соблюдать все гласные и негласные правила «туманного мира» лоббирования в Брюсселе: открыто демонстрировать свои цели, заявлять о своих позициях в профессиональных ассоциациях и быть аполитичным. В следующей статье мы поговорим о том, как участвовать в работе профессиональных объединений, а сейчас обсудим оксюморон – аполитичность в самом политизированном городе Европы.

Аполитичность

Под аполитичностью мы здесь не подразумеваем отрицательное или безразличное отношение к политике – как раз наоборот: предупрежден – значит вооружен. Для своевременного управления рисками необходимо отслеживать изменения внешней конъюнктуры и ситуации в самом ЕС и в его внешней политике, так как политические отношения между трансатлантическими и евразийскими партнерами оказывают все большее влияние на международный и в особенности российский бизнес. Мониторинг политических и экономических рисков, сбор аналитической информации и анализ долгосрочных рисков – основные инструменты более быстрой адаптации к внешним обстоятельствам.

Общественная среда сегодня невероятно политизирована во всем мире, зачастую благодаря социальным сетям, которые предоставляют нам много поверхностной информации. Между тем, в результате таких исторических поворотов, как Великая французская революция 1789 года, Протестантская Реформация, раннее упразднение крепостного права, ранняя промышленная революция и строительство железных дорог, страны нынешнего ЕС развивались по определенному, заданному политическому, правовому и экономическому пути. Понять и учесть все политические нюансы и мышление жителей каждой из 28 стран-членов ЕС не под силу даже хорошему политологу, а тем более – среднестатистическому представителю бизнеса, у которого, помимо выстраивания отношений и защиты репутации, есть еще множество других дел.

На начальных этапах присутствия в Европе всему иностранному бизнесу рекомендуется сотрудничество со специалистами, которые знают европейскую правовую и политическую конъюнктуру и разные неформальные мелочи, которые помогут избежать подводных камней.

Однако представители бизнеса должны понимать, где черта, после которой мы уже занимаемся не анализом и точечным реагированием на появившиеся риски, а заходим в чужой огород. Политика часто связана с эмоциями, как писал Доминик Моези, и наступать на больную мозоль собеседнику выражением своей личной позиции по какому-нибудь общественному или политическому вопросу, который при этом не касается бизнеса, неэффективно. Эта позиция особенно актуальна для российских компаний, но её принимает и бизнес других стран, включая страны ЕС.

Исходя из моего опыта работы с руководителями стран вне Евросоюза, привожу две группы вопросов, по которым стоит удерживаться от иронии и выражения собственных политических взглядов в общении с европейскими партнерами на сегодняшний момент. Таким образом вы сможете правильно выстроить отношения, не тратя время на исправление ошибок, поиски новых партнеров или инвестиции в восстановление вашей репутации.

1. Комментарии о результатах выборов в стране вашего собеседника или любой другой стране ЕС.

Сам ЕС в последние годы проходит через болезненный процесс внутренней трансформации в результате меняющегося настроения среди рабочего класса и консервативно настроенного населения в странах-членах. Сообщать вашему французскому собеседнику, что вы сожалеете о провале Марин Ле Пен на выборах, или немецкому о том, как здорово, что АдГ («Альтернатива для Германии») улучшает позицию, лучше не стоит, так же, как и злорадствовать по поводу проблемного Брекзита. В Брюсселе (по крайней мере, до следующих выборов в Европарламент), да и в большинстве столиц ЕС, велика вероятность натолкнуться на человека, который придерживается совсем других взглядов.

Несмотря на то, что мы глубоко вникаем в политические новости, не стоит забывать о том, что за любым политическим убеждением стоит история страны, семьи, человека, его финансовое положение и связанные с этим определенные эмоции. Вы рискуете нечаянно потерять доверие собеседника. У меня был случай, когда мой бывший российский руководитель очень рьяно поздравлял, весьма этим ошарашенного, либерального австрийского посла с победой правого кандидата на выборах в его стране.

То же самое относится к разговорам о внутренних отношениях в Трансатлантическом блоке: в столице ЕС все еще с трудом признаются даже себе, что отношения с США сейчас проходят через определенные качественные изменения, поэтому энтузиазм в отношении твиттов Дональда Трампа лучше выражать уже вернувшись на Родину.

Мне часто в Брюсселе приходилось щипать под столом моих сербских «нефтяных» коллег после победы Трампа на выборах, а точнее проигрыша Хиллари Клинтон, чтобы они не слишком сильно выражали свою радость. Х. Клинтон они связывали с бомбардировками Сербии в 1999 г., а наши европейские собеседники – со свободным обществом, равенством, позитивными эффектами глобализации и сотрудничества ЕС и США. Конечно, можно попытаться объяснить всю подноготную вашим партнерам, но вовлечением в такие темы вы вступаете на территорию личных взглядов и эмоций, которые, как известно, бизнесу не в помощь.

По этим двум пунктам российский бизнесмен может на себя еще и навлечь подозрения в том, что он участвует в мнимом российском вмешательстве в политические процессы в ЕС. Так что лучше придерживаться этикета и говорить или сугубо о бизнесе, или о погоде.

2. Те самые «щепетильные» темы: ЛГБТ и мигранты. Общества в странах ЕС разделены по этим вопросам – они могут надолго и серьезно поссорить мужа с женой или родственников – что говорить о посторонних людях. В таких случаях лучше всего выслушать внимательно позицию собеседника и, может быть, узнать что-то новое, что позволит лучше понять ту среду, в которой вы собираетесь работать.

Надеюсь, мне удалось завлечь вас особой брюссельской атмосферой. До встречи в следующей статье, где мы обсудим, зачем обязательно надо принимать участие в европейских профессиональных бизнес-ассоциациях.

Спойлер: существуют даже European Federation of Bottled Waters и European Association for the Self-Adhesive Tape Industry.


В статье использованы материалы из:

  • Lobby Planet Brussels, Corporate Europe Observatory, 2017
  • Transparency Register EU
  • Лоббизм в ЕС – кризис легитимности, ИМЭМО, 2017
  • Корпоративные связи России и ЕС, ИМЭМО, 2017
  • Доминик Моези «Геополитика эмоций»

Фото: Flickr.com, TeaMeister