Битва за Церковь

Лавра

Материал главного редактора "КД" Виктории Иванченко для Центра изучения украинской политики о ситуации в Церкви на Украине.

Вера Украины. Продолжается кризис вокруг Православия

Одной из ключевых тем на украинском направлении в 2019 году стал вопрос в сфере религии, а именно, события в Православной Церкви. Под видом предоставления независимости и образования «национальной Церкви» Порошенко в 2018 году начал активно раскручивать тему «Томоса». Это было необходимо как часть предвыборной кампании и повышения ставок на международной арене в борьбе против «российской агрессии».

Соответственно, церковный вопрос всё более политизировался с позиции создания «национальной украинской Церкви». При этом другие религии на Украине не сталкиваются с таким давлением и политизацией, с каким сталкивается сегодня тема православия. В других религиях также присутствует международный фактор, но он сдерживает возможную политизацию и разыгрывание другой религиозной карты украинскими властями.

История вопроса и каноническое право. Фанар вмешивается во внутриукраинскую ситуацию вопреки позиции других Поместных Церквей

Продвижение «Томоса об автокефалии» означало образование новой Православной церкви Украины (ПЦУ), которая по задумке ее архитекторов должна была включить в себя одновременно каноничную Украинскую Православную Церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). Однако УПЦ КП и УАПЦ – раскольнические церкви и долгое время не признавались ни одной из Поместных Церквей в мире. Нарушил это правило своими односторонними действиями вопреки голосу Русской Православной Церкви и других поместных Церквей патриарх Константинопольский Варфоломей в конце 2018 года и в начале 2019 года.

С точки зрения канонического права, объединение Киевского Патриархата с верующими Московского Патриархата возможно только в случае раскаяния бывшего митрополита Русской Православной Церкви, а ныне почетного патриарха – Филарета, иерархов и священнослужителей его церкви. То же самое касается УАПЦ. Согласно канонам, объединение с отколовшейся от Церкви паствой возможно только после покаяния и возвращения в лоно канонической Православной Церкви, к которой она принадлежала до раскола. Таким образом раскол можно только ликвидировать, «отменить» раскаянием, а не приспособить или «передать» другой Поместной Церкви.

Одностороннее снятие анафемы с главы УПЦ КП Филарета и главы УАПЦ Макария патриархом Константинопольским не только не стало шагом к решению проблемы раскола, но и стало грубым нарушением правил взаимодействия между Церквами – Константинополь нарушил канонические границы других Церквей (Русской Православной Церкви) и саму логику преодоления раскола.

Нужно отметить, что Томос о самоуправлении Украинской Православной Церкви Русская Православная Церковь выдала еще в 1990 году, как затем и другим Поместным Церквам – Латвийской, Эстонской и Молдавской. В Уставе Русской Православной Церкви оговаривается отдельно, что Украинская Православная Церковь – «самоуправляемая с правами широкой автономии», под нее выделена отдельная глава Устава. Из-за этого сложно говорить о «полной зависимости» от Москвы.

Однако, вопреки протестам, в том числе и самой Украинской Православной Церкви (МП), 6 января 2019 года Патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии Православной Церкви Украины. Второе название новой церкви – Святейшая Церковь Украины. По каноническому праву такой указ Украинской Православной Церкви может выдать только Русская Православная Церковь. Томос в итоге интерпретировался властью как политическая победа против России и свобода вероисповедания.

Варфоломей

Фото: ЕРА

На националистической почве. Киевский патриархат и ПЦУ раскручивают идею «национальной Церкви»

Решение проблемы раскола долгие годы усугублялось политизированной позицией «Киевского патриархата», поддержкой им националистической идеологии и даже войны в Донбассе (например, Филарет ездил в США с просьбой предоставить оружие для войны). Украинская Православная Церковь (МП), в свою очередь, подчеркивает свою аполитичность и выступает за прекращение войны и примирение украинцев. Некоторые священнослужители открыто высказывались с частной критикой политики Москвы и Киева, но это никак не влияет на то, что каноническая Церковь признает своим Патриархом именно Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот факт все эти годы так же признавался другими Православными Церквами и самим Фанаром.

Показательно, что 14 декабря 2019 года ПЦУ со своей стороны также заявили о полной ликвидации УПЦ КП и УАПЦ, которые ПЦУ должна теперь полностью включить в себя. На фоне передела границ юрисдикции и дальнейшей ликвидации УПЦ КП между Епифанием (Думенко), митрополитом Киевским, который по сути теперь подчиняется Константинополю, и патриархом Киевским Филаретом, который ранее сам продвигал кандидатуру Епифания на Объединительном соборе 2018 года, возник очень серьезный конфликт, который до сих пор не урегулирован.

Дальнейшие внутренние раздоры могут стать причиной того, что многие прихожане Киевского патриархата, поддерживающие фигуру Филарета, откажутся от перехода в ПЦУ. Впрочем, поддержку Константинополя и других греческих архиереев ПЦУ вряд ли потеряет. Также активную поддержку ПЦУ оказывает и Украинская Греко-католическая Церковь. Более того, УГКЦ выражает надежды на дальнейшее единство с ПЦУ и, возможно, полное объединение.

Насилие и захваты храмов. Законодательство Украины ставит в уязвимое положение Украинскую Православную Церковь (МП)

После выдачи указа Фанаром наиболее острым «побочным эффектом» стали возросшие силовые захваты православных храмов сторонниками «Православной Церкви Украины». Затем власть настаивала на официальном переименовании Украинской Православной Церкви (МП) на «Российскую Православную Церковь в Украине». Сразу после победы Зеленского в апреле Окружной административный суд Киева приостановил процесс переименования.

В итоге всего около 550 религиозных общин перешли в новую «Православную Церковь Украины», в том числе и насильственно. Для сравнения: в Украинской Православной Церкви (МП) на начало 2019 года насчитывалось свыше 12 тысяч приходов. При этом, по данным годового отчета, представленного Священному Синоду Украинской Православной Церкви (МП) 6 декабря, в Церкви стало на 250 приходов и 100 монашествующих больше.

Отдельно стоит отметить изменение правил о переходе религиозных общин из одной юрисдикцию в другую. 17 января Верховная Рада приняла соответствующие поправки, согласно которым государство признает право религиозной общины менять подчиненность религиозных центров путем регистрации новой редакции устава или внесения изменений в действующий. Решение о смене подчиненности принимается общим собранием религиозной общины.

Основная проблема в том, что четких границ, кто относится к религиозной общине, нет. По сути заявить о своем членстве в общине по желанию может любой житель села или города – в храмах не ведутся списки постоянных прихожан. Таким образом закон дает подоплеку для рейдерских захватов храмов.

За принятие закона проголосовали 229 депутатов (количество присутствующих по данным Верховной Рады варьируется от 304 до 311 человек). Инициаторами закона были депутаты «Народного фронта» и «Самопомощи». Против голосовали в основном представители «Оппозиционного блока», однако 15 человек из партии не голосовали или не присутствовали при голосовании. Партия «Возрождение», близкая к «Оппозиционному блоку», практически не голосовала за законопроект (в итоге только один голос «за»).

Некоторые позитивные изменения можно отметить со сменой президента. Сам Зеленский акцентирует внимание на том, что вера – дело сугубо личное, и его позиция по вопросам веры внутри Украины изначально базировалась на необходимости примирения. Так, в День Крещения Руси Зеленский написал в своем Twitter-аккаунте: «Я призываю предстоятелей церквей к диалогу, чтобы вера объединяла, а не разделяла украинцев». На встрече с Константинопольским Патриархом в августе он также отметил, что власть не должна вмешиваться в церковные дела.

original

Фото: Censor.net.ua

В итоге давление со стороны властей значительно уменьшилось, сам Зеленский встречался с главами всех православных церквей — и канонической, и Киевского патриархата, и ПЦУ. Впрочем, напряженность сохраняется, во многом потому что во власти остались политики, готовые бороться с Украинской Православной Церковью (МП) и дальше.

Отдельно следует отметить двуязычное обращение к Крыму и Донбассу Зеленского («послание мира»), где приняли участие представители всех религиозных объединений, включая Митрополита Киевского Онуфрия, который обратился к зрителям на русском языке. На фоне давления предыдущей власти на Церковь и на язык это стало довольно прогрессивным шагом.

Тем не менее, несмотря на приход к власти Зеленского, основной проблемой остались локальные столкновения и борьба за храмы в небольших поселках – в основном на Западной Украине, Одесской области, в центре страны. Например, откровенно насильственные захваты произошли в селе Пивни Киевской области (30 июля), селе Рясники Ровненской области (23 ноября), селе Гринява Ивано-Франковской области (8 декабря). Список этим не исчерпывается (см. интерактивную карту захватов в Google).

Внешний фактор. Греческие архиереи соглашаются с Варфоломеем

Осенью события снова обрели международный масштаб. Так, после длительных переговоров Элладской православной церкви с Константинополем, архиепископ Афинский Иероним в октябре признал автокефалию ПЦУ. Это породило расхождения уже и внутри Элладской Православной Церкви – не все архиереи выразили согласие с таким решением. Затем в ноябре ПЦУ признал Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор и вступил в религиозное общение с Епифанием. Это решение вызвало разочарование в Русской Православной Церкви и православном мире в целом, так как Патриарх Феодор ранее во всеуслышание поддерживал исключительно каноничную Украинскую Православную Церковь МП.

Александрийская Православная Церковь, хотя и распространяет свою юрисдикцию на Африку, по своей сути также является греческой – ее епископы преимущественно греки. При этом стоит отметить, что Кипрская Православная Церковь, которая также во многом зависит от Фанара, сейчас не делает шагов в сторону признания ПЦУ.

Интересно, что помимо греческой солидарности и тяготения к этнофилетизму (церковное явление, когда национально-политические интересы ставятся выше общецерковных вопросов), в данных процессах немаловажную роль играют США — именно там сосредоточена большая часть приходов Константинополя. США также открыто поддерживают ПЦУ, а посол в Греции Джеффри Пайетт, до этого пребывавший в качестве посла на Украине, поприветствовал «смелый и решительный шаг» по признанию ПЦУ Элладской Православной Церковью.

С кем борьба? Другим ведущим религиям Украины удается избежать конфликтов и раздоров

Остальные крупные религиозные конфессии Украины не сталкиваются с проблемами подобного масштаба. Политизация и вмешательство третьих стран не исключается, но команда и Порошенко, и Зеленского, скорее пытались заручиться поддержкой других религий. Так, согласно последним планам и заявлениям, при содействии Турции и Рената Ахметова, крымскотатарская община построит в Киеве самую большую мечеть (на Украине проживает около 2 миллионов мусульман).

Периодически в СМИ появляются сообщения об антисемитских проявлениях – в основном вандализме по отношению к памятникам. Однако на данный момент они не носят массового характера. Хотя сам националистический дискурс здесь создает дополнительную почву для угроз и нестабильности. К слову, ADL Global отметила рост антисемитизма на Украине в последние годы. Так или иначе антисемитские настроения проявляет почти половина населения Украины – 46 %.

Основные проблемы в религиозном измерении страны сосредоточились вокруг православия. На сегодняшний день, внутренние столкновения обрели уже серьезное международное значение. С учетом того, что конфликт на религиозной почве на Украине длится с 90-х, можно говорить о многолетних просчетах и невнимании к проблеме как на внутриукраинском, так и на региональном и международном уровнях.

В сложившейся ситуации Зеленскому выгодно не форсировать разрешение церковного вопроса и избегать вмешательства в религиозные дела – из-за неминуемого снижения рейтинга в случае поддержки одной из сторон. В случае давления на УПЦ МП отношения Украины и России будут дальше стагнировать и ухудшаться.

Официальная Москва и Русская Православная Церковь будут и далее придерживаться твердой позиции по недопустимости признания ПЦУ в православном мире и подчеркивать политизированность проекта. Диалог с Епифанием или Филаретом исключен. При этом высока вероятность созыва Всеправославного собора по украинскому вопросу с обязательным участием Русской Православной Церкви или даже, возможно, по ее инициативе.

Фото: Alexxx Malev (Flickr.com)

Источник: ЦИУП

Похожие публикации

Закрыть
Закрыть

Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.

Закрыть

Закрыть
Регистрация

Имя, Фамилия, Отчество

Страна

Город

Образование

Место работы и должность

Телефон

Электронная почта

Поле загрузки файлов


×
Кишкембаев Аскар Булатович

Кишкембаев Аскар Булатович

×
Петришенко Игорь Викторович

Петришенко Игорь Викторович

×
Сысоева Анна Алексеевна

Сысоева Анна Алексеевна

×
Перебоев Владимир Сергеевич

Перебоев Владимир Сергеевич

×
Фененко Алексей Валериевич

Фененко Алексей Валериевич

×
Токарев Алексей Александрович

Токарев Алексей Александрович

×
Иванова Наталия Анатольевна

×
Аватков Владимир Алексеевич

Аватков Владимир Алексеевич

×
Субботин Илья Вячеславович

×
Уткин Сергей Валентинович

×
Синицын Михаил Владимирович

×
Мягкая сила России

лого_curv-01-1Аналитический проект «Мягкая сила России» призван развить дискуссию и выявить ключевые интересы, проблемы и вызовы в данном измерении российской внешней политики.

Проект ставит своей целью внести вклад в развитие дискурса о мягкой силе России, способствовать выработке и лучшему пониманию данной концепции, увеличить эффективность мягкой силы России на практике.

Проект охватывает следующие аспекты для изучения:

— актуальность вопроса развития мягкой силы в России;

— определение российского потенциала;

— инструменты мягкой силы;

— кадры и финансирование;

— соотношение понятия «мягкая сила» с информационным образом, брендингом государства;

— опыт и модели других государств, инновационные подходы;

— институционализация мягкой силы;

— области и сферы для охвата в России;

— вопрос самоидентификации и смыслы, которые может Россия нести вовне;

— измерение эффективности мягкой силы;

— пробелы в деятельности мягкой силы России;

— мониторинг публикаций по мягкой силе в России и мире;

— рецензии на тематические труды;

— полемика с другими авторами.

Отдельное внимание мы уделяем развитию общественной дипломатии как одного из инструментов мягкой силы.

Предложения для публикаций на нашем сайте принимаются по адресу softpower.picreadi@gmail.com.

Проект открыт для участия экспертов, ученых, аспирантов, студентов профильных специальностей. Территориальных ограничений нет.

×
Шакиров Олег Игоревич

Работал в РИА Новости, РУСАДА, стажировался в Секретариате ООН.

Закончил международный факультет Южно-Уральского государственного университета, магистратуру Johns Hopkins SAIS.

http://russiancouncil.ru/blogs/shakirov/

×
Суворова Лукьяна Ивановна

Суворова Лукьяна Ивановна

×